Президенты России Владимир Путин и Белоруссии Александр Лукашенко

В преддверии встречи Путина и Лукашенко

Российская Федерация и Республика Беларусь на пути к экономической интеграции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В преддверии встречи в Сочи 14 сентября В. Путина и А. Лукашенко много спорят о том, каким может быть её итог. И надо сказать, что полноценная экономическая интеграция двух братских стран является категорическим императивом прежде всего для Белоруссии, так как стопроцентная экономическая независимость РБ от РФ практически невозможна.

С момента провозглашения  независимости Белоруссия выживает за счет внешнего кредитования. Из собственных денег Белоруссия покрывает лишь 25% выплат по взятым кредитам, остальные 75% она вынуждена рефинансировать путём привлечения новых кредитов, отмечает эксперт Белорусского центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова.

В классификации кредитных рисков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Белоруссия находится в шестой – одной из наихудших групп стран. Новые кредитные ресурсы, привлекаемые в экономику, направляются на обслуживание внешнего долга, увеличивая его.

«В случае с Беларусью проблема в том, что национальная экономика не генерирует достаточный рост, чтобы иметь возможность погасить долг за счет собственных ресурсов. Поэтому белорусское правительство должно систематически рефинансировать существующие обязательства путем повторного заимствования», – говорится в аналитическом докладе Фонда имени Конрада Аденауэра.

Невозможность своими силами, без внешней финансовой поддержки добиться сохранения тех социальных благ для населения (бесплатная медицина, образование и т. д.), которые принесли Александру Лукашенко заслуженный авторитет в народе, была и остается для Белоруссии  основной проблемой.

И здесь развилка.

Первый вариант: альянс с Западом. Мы не будем тратить время на доказательство  очевидного факта, что белорусские товары ни Европе, ни иным странам Запада не нужны. Даже поверхностный анализ лозунгов и программных документов белорусской прозападной оппозиции показывает, что разрыв с Россией и альянс с Евросоюзом и США означает превращение трудоспособной части белорусов в трудовых мигрантов, ликвидацию социального государства и  уничтожение обрабатывающей промышленности республики. 

Расчёты Минска на то, что можно стабильно получать кредиты МВФ, которые якобы помогут стране вырваться из долговой ловушки, – опасное заблуждение, так как  Белоруссия тем самым попадает в финансовую зависимость от Запада, которому не нужна ее развитая обрабатывающая промышленность и даже прекрасная пищевая.

«Кредитный рейтинг у Беларуси – "мусорный", а прогноз рейтинга – негативный. Наученные горьким опытом Греции, мы теперь прекрасно знаем, что все это означает»,пишет Deutche Welle, утверждая, что экономики Белорусии и Греции одинаково неконкурентоспособны и Евросоюз не намерен вкладываться в создание белорусского «экономического чуда».

В случае  разрыва отношений с РФ и переориентации на ЕС белорусы могут получить разве что право свободно выезжать туда на заработки, что приведет к массовой эмиграции и краху экономики, лакомые куски которой приватизируют западные ТНК. Сегодня такая ситуация сложилась на Украине, в Прибалтике, и Белоруссия не станет исключением.

Второй вариант: ориентация на КНР.

На этот путь руководство РБ попыталось встать в октябре прошлого года, когда  министр финансов Белоруссии Максим Ермолович заявил, что Минск не планирует брать у Москвы кредит в размере $600 млн.

25 октября Ермолович сообщил также, что Белоруссия рассчитывает до конца 2019 года получить китайский кредит на 3,5 миллиарда юаней (около $500 млн). На тот момент, по официальным данным, Белоруссия была должна России почти $7,9 млрд. Не стоит забывать и о кредитах, выданных Евразийским фондом развития, где существенная часть капитала принадлежит РФ. Имеется также долг перед Россией за строительство БелАЭС – это еще около $10 млрд.

В декабре китайский кредит в размере $500 млн был получен, и существенная его часть пошла на погашение ранее взятых российских кредитов. Надо учитывать также, что китайские кредиты всегда являются связанными и их дешевизна (2 процента годовых) – мнимая. Условия связанного кредита очень жесткие. Не менее 50% финансируемых Китаем инвестиционных проектов должны обеспечиваться китайскими материалами, комплектоваться китайским оборудованием и осуществляться с использованием исключительно китайской рабочей силы. Если на бумаге Белоруссия получает, к примеру, инвестиционный кредит на $1 млрд под 2%  годовых (на самом деле там еще обычно набегает 0,25% комиссии за обязательства и 0,25% комиссии за управление, так что правильнее считать – под 2,5%) на 20 лет, то по истечении этого срока вернуть придется $1,5 млрд.

Непосредственно «на руки» Белоруссия получит только $0,5 млрд,  вторая  половина миллиарда долларов сразу уйдет на поддержание китайского производителя. То есть Белоруссия  из $1 млрд связанного кредита берет только $500 млн, отдавая Китаю сразу $500 млн, а через 20 лет еще $1,5 млрд. Фактическая стоимость кредитов оказывается примерно 10% годовых.

Итак, ни  Запад, ни Китай не намерены развивать белорусскую экономику. Самым крупным инвестором Республики Беларусь является Россия.  

Третий путь: экономическая интеграция с Россией.

Российско-белорусский интеграционный проект является уникальным среди других интеграционных группировок не только на постсоветском пространстве, но и в мире. В сущности, в мировой практике отсутствуют примеры эффективного и глубокого (вплоть до валютного союза) экономического интегрирования двух столь различных по своему экономическому потенциалу государств. Если в случае с НАФТА речь идет об интеграции страны-лидера либо с относительно близким с точки зрения структуры хозяйства государством (Канада), либо со страной, существенно уступающей по уровню экономического развития (Мексика), то в случае Союзного государства интегрируются государства, близкие по уровню экономического развития, но существенно различающиеся по структуре хозяйства и характеру экономической политики. При этом в случае РФ/РБ страна-лидер интеграционного процесса является для своего партнера фактически монопольным поставщиком жизненно важных ресурсов.

В июле 2020 года посол РФ в РБ Дмитрий Мезенцев отмечал: «Экономическая интеграция не угрожает ни вопросам независимости Беларуси и России, ни вопросам суверенитета двух наших стран. Сегодня речь идет о новом позиционировании, повышении конкурентоспособности, поддержке продвижения экспорта товаров на рынки третьих стран».

Программа экономической интеграции РФ и РБ была парафирована сторонами в начале сентября прошлого года. Она рассчитана на полтора года и предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года. Речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных социальных гарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центральными банками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей. Уровень такой интеграции выше, чем в Европейском союзе. Наконец, экономическая интеграция РФ и РБ увеличит рабочие места в обеих республиках, дав дополнительный толчок экономическому росту.

Вопросы эти будут рассмотрены на ближайшей встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина 14 сентября. Как отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, решение наиболее важных вопросов экономической интеграции, в частности вопроса о создании единого эмиссионного центра Российской Федерации и Республики Беларусь, зависит от воли руководства двух стран.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться