Противоречия между союзниками-сателлитами Америки множатся

Противоречия между союзниками-сателлитами Америки множатся

Внутри НАТО возникают противоборствующие альянсы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Предвыборный хаос в США ведёт к тому, что стали поднимать головы прежде послушные союзники-сателлиты Америки по НАТО. Об этом говорят, в частности, выступления на недавней сессии Генеральной Ассамблеи ООН  Эмманюэля Макрона и Реджепа Эрдогана. Французский президент призвал Европу «утвердить свой суверенитет между США и Китаем» и создать «новые рамки коллективной безопасности».

«Мы не будем делегировать нашу коллективную безопасность другим державам», – сказал Макрон, намекая на США. Он делает ставку на лидерство в ЕС, где после ухода Великобритании Франция осталась единственным государством с ядерным оружием.

Ещё более амбициозные заявления сделал в ООН Эрдоган, предложивший реформировать Совет Безопасности и перенести штаб-квартиру ООН в Стамбул. «Структура Совета, – заявил турецкий лидер, – которая оставляет судьбу более семи миллиардов человек на милость пяти стран, не является ни справедливой, ни устойчивой».

Анкара давно претендует на роль регионального лидера. Бросая вызов США и заявляя свои претензии на раздел энергетических богатств Восточного Средиземноморья, Турция вступила в конфликт с Грецией и Кипром, начав поисковые работы в районах, которые те считают своей исключительной экономической зоной. Теперь наметилось противоборство Франции и Турции, которые не могут поделить сферы влияния в Африке, Сирии, Ираке, Ливане и Восточном Средиземноморье. Споры основаны на исторических претензиях: Франция не хочет терять влияние на своих бывших подконтрольных территориях, Турция считает, что французская колониальная империя была основана в результате завоевания исторических османских земель.

Французский корабль на маневрах в Средиземноморье

Французский корабль на маневрах в Средиземноморье

Париж стремится воспользоваться острым конфликтом между Турцией и Грецией в своих интересах. «Кризис между Грецией и Турцией обнаружил ящик Пандоры внутри НАТО, вызвавший трещину, которую трудно разрешить, особенно с учетом позиции другого европейского игрока, Франции, – отмечает итальянская Giornale. – Париж явно встал на сторону Афин и предпринял ряд шагов в поддержку Греции, чтобы нарушить баланс сил в Восточном Средиземноморье».

Недавно был объявлен план усовершенствования Вооруженных сил Греции, который предусматривает продажу ей французских систем вооружения, таких как истребители-бомбардировщики Rafale, фрегаты, вертолеты, а также противотанковое оружие, ракеты и торпеды. Внутри НАТО возникают противоборствующие альянсы.

В Средиземном море турецкие корабли уже наводили свои ракеты на французское судно, после чего Франция отправила в регион свои военные корабли для совместных маневров с Грецией.

Французские солдаты в Африке

Французские солдаты в Африке

Беспокойство Парижа в отношении Турции понятно. За последнее десятилетие Анкара усилила свое присутствие во многих регионах, в том числе проникла в районы, которые исторически являются частью франкоязычного мира или тесно связаны с Францией. В важнейшем не только для Франции, но и для других крупных мировых держав, а также для Италии районе,  в Джибути, в проливе Баб-эль-Мандеб, соединяющем Красное море с Индийским океаном, Анкара создала военную базу. У Турции есть важные опорные пункты в районе Африканского Рога, где в Могадишо находится её самая большая военная база за пределами государственной территории (Кисмайо). Турецкое присутствие обнаруживается в суданском порту на Красном море в Суакине.

Помимо управления северной частью острова Кипр, где расположена непризнанная Республика Северного Кипра, Анкара вмешалась в конфликт в Сирии, что позволило ей оккупировать полосу сирийской территории близ своих границ. Турецкие солдаты участвуют в операциях на севере Ирака. Анкара активна в северном Ливане, который вместе с Сирией является одной из бывших колоний Франции. Турция имеет еще важную базу в Катаре. Кроме того, Анкара поддерживает Азербайджан в конфликте с Арменией из-за Нагорного Карабаха.

Турецкая база в Сомали

Турецкая база в Сомали

В Ливии Турция содержит боевиков и ввела свои регулярные подразделения, поддерживающие правительство в Триполи, которое предоставило Анкаре возможность использования авиабазы Аль-Ватия и базы ВМС Мисурата. В своей речи в ООН Макрон обвинили Турцию в том, что она обостряет конфликт в Ливии, вмешиваясь в её дела. Он потребовал соблюдения оружейного эмбарго и напомнил, что некоторые государства продолжают поставлять в Ливию наёмников, боеприпасы и военную технику.

Однако у Турции самая сильная армия в регионе, поэтому Эрдоган действует решительно и напористо. «Да о чём ты говоришь,ответил Эрдоган на одно из заявлений Макрона. – Мы прибрежное государство, гарант на Кипре. Греция и Великобритания – тоже гаранты. А ты кто такой?»

Однако конфликт Турции с Грецией и Кипром, а теперь и с Францией ставит Анкару в сложное положение. Ещё в прошлом году Евросоюз ввел санкции в отношении Турции из-за бурения в исключительной экономической зоне Кипра. ЕС приостановил переговоры по заключению Всеобъемлющего соглашения о воздушном транспорте и решил пока не проводить Совет ассоциации и заседания диалогов высокого уровня между ЕС и Турцией. Кроме того, Брюссель ввёл финансовые ограничительные меры в отношении Анкары и пригрозил, что, если Турция не прекратит «незаконное бурение», в сентябре Евросоюз введет против нее новые санкции.

Турцию не пригласили участвовать в соглашении о создании региональной газовой организации со штаб-квартирой в Каире. Как сообщило Министерство нефти и минеральных ресурсов Египта, подписанное соглашение предусматривает преобразование существующего газового форума стран Восточного Средиземноморья в полноценную организацию с участием представителей семи стран-участниц – Египта, Израиля, Греции, Кипра, Иордании, Палестины и Италии. Франция уже попросила предоставить ей статус постоянного члена в этом газовом форуме Восточного Средиземноморья, заявил во вторник министр нефти Египта Тарек аль-Мулла.

Невключение Турции в состав восточно-средиземноморского газового форума – серьезный сигнал для Анкары, хотя турецкий МИД и заявил, что эта организации без участия Турции «будет нереалистичной». Противостояние в Средиземноморье усиливается.