Перераспределение в пользу Генеральной Ассамблеи полномочий Совета Безопасности ООН недопустимо

Перераспределение в пользу Генеральной Ассамблеи полномочий Совета Безопасности ООН недопустимо

О работе 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На прошлой неделе в Нью-Йорке открылась 75-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Первые пять заседаний были посвящены выступлениям глав государств и правительств. 22 сентября на Ассамблее транслировалось выступление В.В. Путина, в котором он предложил (по просьбам из самой ООН) бесплатно предоставить российскую вакцину от COVID-19 для добровольной вакцинации сотрудников ООН.

Повестка дня открывающейся сессии Генеральной Ассамблеи насыщена. Будут затрагиваться вопросы мирового социально-экономического развития, разоружения, глобального здравоохранения, международного права. Несмотря на то, что в декабре мир будет отмечать 60-летие Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в повестке дня остаются вопросы деколонизации. В своей официальной позиции Российская Федерация отмечает, что продолжит принимать активное участие в работе Спецкомитета ГА ООН по деколонизации, поскольку до окончательного решения вопросов о деколонизации всех 17 несамоуправляющихся территорий востребованность этого органа будет сохраняться.

Одной из главных задач российской дипломатии на 75-й сессии ГА ООН является укрепление центральной координирующей роли ООН в мировой политике и закрепление вектора на формирование многополярного мироустройства с опорой на основополагающие международно-правовые нормы и принципы, закреплённые в Уставе ООН. Здесь стоит отметить неоправданность призывов об отмене части 4 статьи 15 Конституции РФ во время обсуждения поправок к Основному закону в начале текущего года.

Данная статья говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. Призывы исключить это положение из Конституции под флагом «освобождения от иностранного диктата» не имеют никакого отношения к существу дела. Общепризнанные принципы международного права – это принцип суверенного равенства государств, принцип территориальной целостности, принцип нерушимости границ, принцип невмешательства во внутренние дела. Кстати, эти принципы были включены в современное международное право усилиями СССР и стран социализма. Так что ни о каком «иностранном диктате» в этой статье нет речи и в помине. Кроме того, международный договор РФ – это, кроме всего прочего, и Устав ООН. Именно поэтому «международные» поправки в Конституцию РФ в июле с. г. не затронули статью 15. Напротив, на текущей сессии Генеральной Ассамблеи Россия продолжит борьбу за сохранение этих принципов и Устава ООН.

Позиция России на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН включает в себя следующие основные принципы:

во-первых, Россия выступает за укрепление многосторонних основ международных отношений и мировой экономики на базе универсальных норм международного права;

во-вторых, Россия исходит из того, что первостепенная ответственность за предотвращение конфликтов и преодоление их последствий неизменно лежит на самих государствах и любое международное содействие, в том числе по линии ООН, должно осуществляться при согласии заинтересованных стран и в соответствии с Уставом Организации;

в-третьих, Россия заявила о намерении добиваться обеспечения принципа недопустимости искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны и сообщила, что вновь внесёт проект резолюции  по борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими практиками, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

В своём выступлении перед ГА ООН президент РФ прямо связал сам факт существования ООН с победой над нацизмом: «В 1945 году был разгромлен нацизм, сокрушена идеология агрессии и ненависти, а опыт и дух союзничества, понимание той громадной цены, которая была заплачена за мир и общую Победу, позволили построить послевоенный миропорядок. Его безусловным фундаментом стал Устав ООН, остающийся и по сей день главным источником международного права»;

В-четвёртых, Россия заявила о необходимости решения вопроса о гарантиях всем государствам на равные права на участие в управлении Интернетом. В этой связи РФ выдвинула инициативу принятия под эгидой ООН соответствующей международной конвенции, в которой были бы урегулированы правила ответственного поведения государств в информационном пространстве;

В-пятых, Россия выступила против политизации положения с правами человека в ряде государств и заявила о том, что будет выступать против принятия политизированных страновых резолюций как на Генеральной Ассамблее, так и в Совете ООН по правам человека. Россия решительно осудила использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств и подрыва основных принципов международного права. Именно в этом контексте Россия рассматривает  резолюцию о ситуации с правами человека в Крыму, которую делегация Украины регулярно вносит на рассмотрение ГА ООН с 2016 года, а также грузинские резолюции о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии;

В-шестых, Россия сформулировала свою международно-правовую позицию по основным конфликтам.

Так, в отношении палестинской проблемы Россия исходит из того, что двугосударственное решение является «единственной жизнеспособной схемой», необходимо решать её путём перезапуска прямых палестино-израильских переговоров. Следует отказаться от шагов, подрывающих международно признанную основу ближневосточного урегулирования, в том числе от планов по аннексии Западного берега реки Иордан.

В отношении конфликта в Афганистане Россия рассматривает ситуацию в стране как необходимость построения «государства, свободного от терроризма, наркопреступности и иностранного военного присутствия». Россия продолжит прилагать усилия для скорейшего запуска инклюзивных межафганских переговоров. При этом Россия отметила, что важнейшая роль в борьбе с наркоугрозой и предотвращением «перетока террористической активности [запрещённой в России группировки] ИГИЛ из Афганистана в Центральную Азию отводится ШОС и ОДКБ».

Особо следует обратить внимание на позицию России по внутриукраинскому урегулированию: единственной международно-правовой основой решения проблемы являются Минские договоренности, закрепленные в резолюции СБ ООН № 2202. Любое международное содействие, в т. ч. по линии ООН, может быть эффективно, только если оно направлено на поддержку существующего формата, включающего Контактную группу в Минске и Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ.

Сессия Ассамблеи имеет и ещё одно важное измерение. На фоне всё более активных попыток ряда стран навязать альтернативные, неконсенсусные способы решения вопросов в обход ООН происходят попытки реформировать ООН таким образом, чтобы изменить её межгосударственный характер и под видом демократизации изменить саму сущность организации и порядок принятия в ней решений.

Перед началом 75-й сессии ГА ООН Россия заявила, что готова на реформу Совета Безопасности, в частности на расширение представленности в Совете государств Азии, Африки и Латинской Америки, но при условии, что прерогативы постоянных членов Совета, включая право вето, не подлежат обсуждению и пересмотру.

Россия также заявила, что согласна на реформу и самой Генеральной Ассамблеи, в частности в отношении повышения её активности. МИД РФ отметил, что приоритет в рамках такой реформы должен быть направлен на отладку рабочих методов, упорядочение перегруженной повестки, укрепление многоязычия. При этом все нововведения должны быть рациональными и соотноситься с потребностями времени. Россия оговорила, что перераспределение в пользу Генеральной Ассамблеи полномочий других уставных органов, в том числе Совета Безопасности, считает недопустимым.

Кстати, в этом году Россия выступает не только в своём «личном» качестве, но и от имени государств-членов Организации договора о коллективной безопасности. В начале сентября состоялись консультации стран ОДКБ, на которых была выработана общая позиция государств-членов по вопросам, включённым в повестку дня Генеральной Ассамблеи. Аналогичные консультации были проведены в рамках СНГ.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться