В середине ноября министры экономики 10 стран-членов АСЕАН, а также Китая, Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии подписали соглашение о создании самой большой в мире зоны свободной торговли.

США утрачивают доминирующие позиции в АТР в пользу Китая

Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и 10 стран-членов АСЕАН создали самую большую в мире зону свободной торговли

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В последние недели в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошли два заметных события. В середине ноября министры экономики 10 стран-членов АСЕАН, а также Китая, Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии подписали соглашение о создании самой большой в мире зоны свободной торговли — Всестороннего регионального экономического партнёрства (ВРЭП). А 22 ноября состоялось заседание в верхах стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), которые согласовали свои дальнейшие планы с ВРЭП и вписали цели своей деятельности в этот крупнейший региональный экономический проект.

О масштабах новой зоны свободной торговли (ЗСТ) говорят цифры: она объединяет 2,2 миллиарда человек в АТР и даёт примерно 30% мирового ВВП. Капиталовложения из стран ВРЭП составляют 10% всех зарубежных капиталовложений мировой экономики. Новая ЗСТ ещё более решительно сдвигает центр мирового экономического развития в Азию.

ВРЭП охватывает широкий спектр вопросов, в том числе либерализацию торговли и капиталовложений путём постепенного снижения тарифов, урегулирование торговых споров, вопросы интеллектуальной собственности, общие правила по государственным закупкам, конкурентной политике, электронной торговле и телекоммуникациям.

Примечательно, что ВРЭП впервые объединило в одной зоне свободной торговли три ведущие в Азии и очень значимые для мировой экономики страны – Китай, Японию и Южную Корею. Эти страны уже длительное время вели между собой переговоры о трёхстороннем торговом соглашении, но идеологические и иные разногласия до сих пор препятствовали их успешному завершению. Китайские эксперты ожидают, что будут отменены тарифы на 86% промышленных товаров, экспортируемых из Японии в Китай в рамках ВРЭП, что принесёт пользу японским экспортёрам. Эти три страны, видимо, станут двигателем экономического развития стран региона – участников ВРЭП.

Кроме того, Япония и Южная Корея с помощью ВРЭП уравновешивают свой крен в сторону США в военном сотрудничестве партнёрскими экономическими отношениями с КНР. Это создаёт базу для трёхстороннего соглашения о свободной торговле в рамках ВРЭП между Китаем, Японией и Южной Кореей, которое, вероятно, будет достигнуто раньше, чем ожидалось.

После подписания ВРЭП Китай имеет 19 международных соглашений о свободной торговле и 26 партнёров – участников таких двусторонних соглашений по торговле.

Основным преимуществом для участников ВРЭП является более свободный доступ к рынку товаров и услуг, поддержка разнообразия региональных цепочек создания стоимости благодаря льготным тарифам. Ожидается также облегчение экспорта из-за уменьшения времени растаможивания грузов и упрощения документооборота. На потребительском рынке стран-участниц увеличится ассортимент товаров при некотором снижении цен в связи с устранением или уменьшением тарифов на большую их часть.

Интересна история создания ВРЭП. В 2012 году страны АСЕАН инициировали переговоры о свободной торговле с Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией и Индией как с партнёрами по диалогу, с которыми имелись двусторонние торговые соглашения. Итогом должно было стать всестороннее региональное экономическое партнёрство как ответ на создававшееся в США при администрации Обамы Транстихоокеанское партнерство (ТТП) с участием США, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Брунея, Японии, Сингапура, Вьетнама, Канады, Чили, Мексики, Перу. Первоначально в переговорах по ВРЭП участвовала Индия, но впоследствии вышла из них из-за споров о тарифах и торговом дефиците с другими странами.

Первоначально ТТП была запущена Новой Зеландией, Сингапуром, Чили и Брунеем. Они стремились защитить свои интересы от экономического господства таких крупных держав, как Китай и Япония. Однако в 2009 году Барак Обама в рамках общей переориентации внешнеполитической стратегии США на Азию присоединился к ТТП и перенацелил его на экономическое «сдерживание» КНР.

Формально ТТП было соглашением о свободной торговле, но фактически это была попытка США разорвать общие экономические структуры Восточной Азии и воспрепятствовать развитию торгово-инвестиционных связей КНР с её соседями. Поэтому в ТТП не были приглашены Китай и ряд иных азиатских стран, на зато там полностью доминировали США. Правила этого экономического партнёрства ставили КНР в неравное положение в торговле и капиталовложениях с соседями по региону – участниками ТТП как американской инициативы.

Однако и в АСЕАН опасались, что Транстихоокеанское партнёрство под эгидой США замедлит развитие стран, оставшихся за его пределами, переключит основные товарные и финансовые потоки на себя и в конце концов вытеснит АСЕАН на обочину экономической жизни региона. В этой организации крепло стремление подстраховаться от подобных вариантов и ускорить переговоры со своими партнёрами по ВРЭП. Что и было успешно завершено 15 ноября подписанием соответствующего соглашения.

В связи с вероятным приходом к власти администрации Байдена китайские эксперты прогнозируют возвращение США в ТТП с целью помешать деятельности ВРЭП. В КНР не исключают, что Вашингтон попытается превратить ТТП «в платформу против ВРЭП» и продолжить свою «новую экономическую и торговую холодную войну с Китаем». То есть США переориентируют ТТП на конкуренцию с ВРЭП.

Получится ли это у администрации Байдена?

Тенденция последних десяти лет свидетельствует, что с экономическим подъемом Восточной Азии и особенно КНР роль США в АТЭС значительно снизилась. По мере переориентации Вашингтона в последний президентский срок Обамы на создание ТТП США стали менять формат своего участия в делах Юго-Восточной Азии. Например, проявлять меньший интерес к работе АТЭС.

Трамп по-своему продолжил эту линию. Он отказался от ТПП и утвердил новое понятие «Индо-Тихоокеанский регион», в рамках которого сделал упор на военный союз против КНР в составе США, Индии, Японии, Австралии («четырёхсторонний диалог по вопросам безопасности»). В 2018 году Трамп вообще отсутствовал на встрече АТЭС в верхах. Сейчас Вашингтон уже не может доминировать в экономике Восточной Азии, но пока нет признаков, что США при администрации Байдена смирятся с новым положением вещей.

Байден, судя по всему, заинтересован в возобновлении участия США в многосторонних форматах сотрудничества. Весьма вероятно, что США в его президентство попытаются сохранить остатки влияния в АТЭС и как-то участвовать в делах региона. Тем не менее китайские эксперты прогнозируют, что в целом «США уже не будут воспринимать АТЭС так серьёзно, как раньше». Недавняя встреча в верхах стран АТЭС подтвердила эту тенденцию. Участие США свелось к формальному выступлению Трампа, на которое никак не отреагировала команда Байдена. Сейчас речь идёт об утрате США доминирующих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе в пользу Китая.

Китайские эксперты обращают внимание, что страны региона ЮВА заинтересованы в том, чтобы именно АТЭС оставалась опорой Азиатско-Тихоокеанского региона в отличие от «концепции Индо-Тихоокеанского региона», которая стала инструментом администрации Трампа в геополитическом сдерживании Китая.

Для России проект ВРЭП и открывает возможности, и создаёт трудности. Детально этот вопрос ещё предстоит изучить. Пока очевидно, что отсутствие США в проекте ВРЭП однозначно отвечает интересам России. Вашингтон не сможет втягивать его участников в дополнительные антироссийские санкции. Однако попасть на рынки ВРЭП и удержаться на них станет, видимо, труднее.