Le Monde: Новый президент Киргизии обещает стабильность

Le Monde: новый президент Киргизии обещает стабильность

Киргизские «демократы» встревожены – политическая стабильность, обещанная президентом, несёт угрозу демократии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«52-летний Садыр Жапаров одержал победу на выборах в Киргизии 10 января с результатом в 79% голосов. Одновременно с этим прошёл референдум о реформе правительства, парламента и президентской власти, которую поддержал 81% голосовавших. Стоит отметить, что всего 40% избирателей приняли участие в президентских выборах, которые были организованы после отмены результатов парламентских выборов от 4 октября 2020 года. Пересмотр итогов выборов произошёл под давлением протестующих, поспособствовала ему и неожиданная отставка президента Сооронбая Жээнбекова»,

– пишет о событиях в далёкой Киргизии французская ежедневная вечерняя газета Le Monde.

Издание напоминает, что победивший на президентских выборах Садыр Жапаров, бывший депутат парламента Киргизии, был осуждён и с 2017 года отбывал десятилетний тюремный срок. Его признали виновным в насилии в ходе развёрнутой им в 2012-2013 годах безуспешной кампании в поддержку национализации крупнейшей в стране шахты по добыче золота (8% ВВП), которой управляет канадская компания Centerra Gold.

Он был освобождён из тюрьмы протестующими против итогов парламентских выборов 6 октября 2020 года.

«Молодая киргизская демократия родилась в «революции тюльпанов» 2005 года. С тех пор она прошла через ряд в некоторых случаях болезненных потрясений. К тому же её до сих пор подрывают коррупция и организованная преступность. Имеются у неё и серьёзные экономические проблемы: полученные от Китая займы на 1,8 миллиарда долларов составляют 40% внешнего долга. Переводы денег киргизских работников из-за границы (по большей части из России и постсоветского пространства) составляли в 2019 году 28% ВВП (его размер – всего 8,5 миллиарда долларов). Даёт о себе знать и пандемия коронавируса»,

– отмечает Le Monde.

Поскольку родившаяся в результате «революции тюльпанов» киргизская демократия не совсем похожа на демократию, Жапаров главной темой своей предвыборной кампании сделал борьбу с коррупцией. А после того как были объявлены предварительные результаты голосования, он выступил на пресс-конференции, пообещав киргизам не только справиться с нищетой и безработицей, но и вернуть на родину два миллиона уехавших в поисках работы за границу граждан. Вывести страну из кризиса он рассчитывает за два – три года, единственное, что ему требуется – политическая стабильность.

Ещё один важный вопрос для экономики страны – задолженность перед Китаем. В прошлом году Бишкек дважды обращался к Пекину с просьбой провести реструктуризацию долга в связи с пандемией коронавируса и дважды получал отказ. В ноябре Жапаров впервые заявил о том, что выходом из создавшегося положения может стать раздел с Китаем части ресурсов Джетимского месторождения железной руды – одного из крупнейших месторождений в мире, которое находится на границе с Китаем. Это предложение тогда ещё только лишь исполняющего обязанности президента Жапарова вызвало ожесточённые споры, его тут же обвинили в связях с Китаем и отстаивании интересов этой страны. Жапарову тут же вспомнили и тот факт, что его предки жили в Китае вплоть до 1960 года. А подозрения насчёт связей с Китаем означают политическую смерть в Киргизии – настолько сильна неприязнь киргизов к китайцам.

«Политика в Киргизии – это противостояние элит плюс внешний фактор, то есть отношения страны с Россией, США, Турцией и Китаем. В то же время стоит отметить, что это первый раз, когда китайский фактор так открыто проявляется в выборах»,

– цитирует Le Monde русско-киргизского политолога Игоря Шестакова.

Однако в декабре прошлого года Жапаров заверил, что не уступит никому и сотой части этого месторождения, в котором «содержатся резервы не на 5-10, а на 500 лет». Он считает необходимым «сформировать государственную компанию для разработки месторождения независимым путём».

«Я покажу вам, что, если стану президентом, этот проект вытащит нашу экономику из ямы»,

– пообещал он перед новым годом.

Автор статьи Брис Педролетти (Brice Pedroletti) напоминает, что лицензию на разработку данного месторождения получила китайская компания в 2009 году, затем, по мере того как менялись правительства, лицензия несколько раз аннулировалась.

Председатель Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Жыргалбек Сагынбаев подтвердил 17 декабря, что «киргизское государство победило во всех инстанциях,  и месторождение является государственной собственностью с 2016 года». Резервы месторождения оцениваются в 3 миллиарда тонн.

По мнению автора, Жапарову удалось, по всей видимости, убедить избирателей в том, что он сможет дать отпор Пекину.

Во время воскресной пресс-конференции победивший на выборах обратился к представителям СМИ с просьбой «не обрубать мои слова, а также слова политиков и правительственных деятелей и не использовать их в другом контексте с вашими комментариями», пообещав, что при выполнении этих условий притеснений СМИ в стране не будет.

Однако местные «демократические круги» уже обеспокоены тем, что политическая стабильность будет мешать демократическим процессам в стране, а сильная президентская власть может быть выстроена по российскому образцу, констатирует издание.

Соб. корр. ФСК
На фото. Победивший на выборах 10 января Садыр Жапаров, источник – РИА Новости

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться