Во что упёрлось выполнение Минских соглашений

Во что упёрлось выполнение Минских соглашений

Зачем Киеву контроль над границей «отдельных районов» Донбасса (ДНР/ЛНР) с Российской Федерацией

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Констатация того, что переговоры по мирному урегулированию в Донбассе в «нормандском формате» зашли в полный тупик, стала общим местом.

Из рабочих документов переговоров, которые оказались в распоряжении издания "Коммерсантъ", следует, что сейчас рассматриваются совместный план Германии и Франции, в который российская сторона внесла свои замечания и предложения, а также отдельный план Киева. Уже это позволяет сделать вывод, что позиция Берлина и Парижа ближе к позиции Москвы, чем Киева.

Нормандский формат

Немецко-французский план предусматривает выполнение Минских соглашений в том объёме и в той последовательности, какие были заданы изначально. Киев же заявляет, что это неприемлемо, и требует пересмотра соглашений. Главное требование украинской стороны – изменить порядок выполнения пунктов Минска-2: не сначала выборы местных органов власти в Донбассе, а затем передача украинской стороне контроля на границей с РФ, а наоборот.

Почему всё упёрлось в вопрос о порядке действий? Совершенно очевидно, что, получив контроль над границей, то есть отрезав республики Донбасса («отдельные районы») от РФ, киевский режим, которому за 7 лет позволили укрепить армию, тут же забудет о своих обязательствах и всей силой обрушится на Донбасс. Западные «гаранты» при этом, как уже было с их «посредничеством» в феврале 2014 года, лишь разведут руками.

Во что упёрлось выполнение Минских соглашений

Именно на такой вариант указывает предложенный Киевом план «полного урегулирования»: в первую очередь вывести «иностранные» войска и ликвидировать «незаконные вооруженные формирования» (воинские подразделения ДНР/ЛНР), после чего передать Украине контроль над границей. В переходный период сохраняется «народная милиция» (термин Минских соглашений), которая вместе с украинской полицией будет поддерживать порядок на территории «отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО)». И только потом дело дойдёт, обещают в Киеве, до принятия Радой законов об особом статусе ОРДЛО, о местных выборах в ОРДЛО, об амнистии, о специальной экономической зоне, о внесении изменений в конституцию в части децентрализации…

Фактически это план полной ликвидации всего, что было сделано в Донбассе за семь лет после того, как эти районы, протестуя против государственного переворота в Киеве, отпали от Украины.

Российские замечания к франко-германскому плану в целом сводятся к конкретизации мирного плана, установлению четких сроков выполнения каждого из его пунктов, созданию действенного механизма контроля и недопущения срыва ни одного из этапов, если Киев сочтёт, что уже добился своего.

Однако Киев приемлет «реинтеграцию» Донбасса лишь на условиях его полного подчинения существующему украинскому режиму.

На это указывает и украинская позиция по первому, до сих пор не разрешенному блоку мирных соглашений – установлению прочного прекращения огня. Украинская сторона отвергла российские предложения по усилению контроля за соблюдением перемирия, а именно верификацию прекращения огня через совместные инспекции позиций и телефонные переговоры сторон.

Главное, что придаёт Киеву уверенность, – двусмысленная позиция Парижа и Берлина. По большинству основных вопросов позиция Германии и Франции ближе к российской, чем к украинской, но это обнаруживается только за закрытыми дверями. Публично же любые претензии западных держав к Киеву – табу. Это позволяет украинским властям игнорировать все пожелания европейских партнёров, а главному украинскому переговорщику в группе советников Андрею Ермаку заявлять, что немецко-французский план мирного урегулирования «доработан Украиной», а России остаётся лишь «чётко сказать, готова ли она идти по пути установления мира на Донбассе, или она не хочет мира в Украине». Здесь тупик.

Видимо, чтобы не давать простора таким инсинуациям, в ноябре 2020 года российский представитель в группе советников стран-участниц «нормандского формата» Дмитрий Козак разослал письмо своим коллегам, в котором говорится:

«Оригинальное понимание конфиденциальности в очередной раз продемонстрировал Офис Президента Украины, на официальном сайте которого опубликовано заявление об итогах наших переговоров (прилагается). С учетом этой публикации представляется необходимым согласовать и опубликовать официальное заявление об "Итогах переговоров политических советников и представителей министерств иностранных дел N4 13 ноября 2020 года" с "некоторыми уточнениями" Заявления, опубликованного украинской стороной. Проект прилагается». В проекте отмечено: «Представители Германии, Франции и Украины поддержали принцип строгой конфиденциальности переговоров в N4 при возражениях представителей России, заявивших о недопустимости ограничений на предоставление информации гражданам государств-участников N4…» Дмитрий Козак пишет: «Представители Германии, Франции и России указали Украине на недопустимость одностороннего регулярного обнародования информации, содержащей искаженные сведения о ходе переговоров в N4 и ТКГ». Однако предложение Козака не нашло поддержки.

Маловероятно, что в Берлине и Париже публично огласят свои претензии к украинской стороне хотя бы в деликатной форме: это означало бы слом единой антироссийской парадигмы всей политики «коллективного Запада». А уговоры Киева за закрытыми дверями ни к чему не ведут.

Действенным с точки зрения возможностей мирного урегулирования остаётся один принцип: «утром» выполнение всех политических пунктов, включая формирование путём демократических выборов, признанных мировым сообществом, местных органов власти, закрепление их полномочий украинским законодательством, включая Конституцию, при сохранении «народной милиции» ДНР/ЛНР, «вечером» – передача Украине контроля над границей «отдельных районов» Донбасса с Российской Федерацией.