Президенты России и США Владимир Путин и Джо Байден

Насколько вообще можно доверять Соединённым Штатам – вот в чём вопрос

Как представить отношения США и РФ нормальными

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Слова Байдена о возврате отношений Америки и России в «нормальную колею», с одной стороны, звучат естественно. С другой стороны, они многозначительны. И наконец, не вполне понятны. Ибо никем не определено, что считать «нормой» в отношениях США и РФ.

Нормой можно считать то, что было лучшим в истории двусторонних отношений. И можно считать то, что стало наиболее привычным. По ряду причин, в том числе, учитывая обладание каждой из двух держав возможностью уничтожить всё живое на Земле, невраждебные, упорядоченные отношения между ними – это во многом ключ к устойчивости всей системы современных международных отношений.

США и РФ обречены на ту или иную меру соперничества; их нормальные отношения – это отношения своего рода сотрудничества-конкуренции, что может быть вполне продуктивным. Залогом продуктивности здесь являются два ограничивающих фактора: интересы каждой державы и границы безопасности каждой из них. Каждая сторона должна отказаться от выведения соперничества в зону, где это наносит ущерб фундаментальным интересам другой стороны.

Проблема в том, что отношения двух держав уже давно перенесены в зону нанесения чувствительного ущерба интересам одной из них – России. И пребывают отношения в таком состоянии уже треть века. Их нормализация означала бы вывод их из этой зоны и восстановление равновесия позиций.

Само по себе предложение Байдена о «нормальной колее» может быть связано и с внутриполитической двусмысленностью его президентства, и с необходимостью передышки ввиду пробуксовки программы изоляции России.

Нынешний этап ухудшения американо-российских отношений начался даже не с 2014 года, не с Крыма. Он начался с президентской избирательной кампании 2012 года в России, с угроз Байдена в адрес Путина, с попыток предотвратить выдвижение последнего кандидатом на пост президента РФ. Вмешательств во внутренние дела России в последние годы было более чем достаточно, даже не говоря об агрессии США против России на территории Украины.

Теперь Байден предлагает отношения «нормализовать», то есть, по сути, признаёт неудачу США в кампании борьбы против РФ.

Однако, во-первых, десяток лет назад тот же Байден уже говорил о «перезагрузке», а через два года призвал к смене власти в России. Теперь он говорит о нормализации, но на какое время: снова на два года?

Во-вторых, СССР / Россия и США конкурируют и соперничают с 1945 года. СССР несколько раз соглашался на нормализацию: в конце 50-х, в начале 70-х, в конце 80-х. Закономерностью было то, что каждый раз США шли на это, ощущая исчерпание сил, но каждый раз переходили в наступление, как только представлялась возможность. Все предыдущие договорённости США при этом отбрасывали. По отдалённой аналогии это напоминает отношения с Турцией в XVIII-XIX веках: «вечный мир» – война, «вечный мир» – война…

Насколько вообще можно доверять Соединённым Штатам – вот в чём вопрос.

В-третьих, предложение Байдена, как уже сказано, означает признание определённой неудачи США в кампании против России. Поэтому новый «мир» предполагает новые условия – с уступками со стороны того, кто потерпел неудачу. Здесь не может идти речь о воспроизведении того, что было.

США предлагают вновь «мириться» не потому лишь, что цветная революция в РФ не состоялась. Они предлагают это и потому, что испытывают трудности практически на всех направлениях своей политики. Им нужно не только избавить себя от лишних напряжений в противостоянии с Россией, но и добиться её непротиводействия по ряду направлений, а в отдельных случаях и сотрудничества. А за то, что тебе нужно, всегда требуется платить.

Для России предложение мира оправданно, если этот мир принесет ей приобретения, если другая сторона откажется от ряда позиций, по которым она создавала и создаёт проблемы для России.

Если говорить об относительно умеренном понимании проблемы, то в первую очередь речь должна идти об отмене режима санкций. Для нас неприемлемы попытки США претендовать на право определять «виновность» или «невиновность» России в чём-либо и любые дискриминационные меры по отношению к нам. Соответственно, США должны выдать России всех её граждан, осуждённых американскими судами по известным спорным делам, подобным «делу Бута». Это первое.

Второе. США, безусловно, должны отказаться от поддержки любых сил в России, замешанных в участии в условном «болотном процессе».

Третье. Одним из существенных спорных моментов в последние годы был вопрос об американских войсках в Европе, особенно поблизости от границ с РФ. Движение по пути нормализации отношений невозможно без снятия этого противоречия, то есть без отказа от размещения Вооружённых сил США в зоне безопасности России.

Четвёртое. Все последние годы США поддерживали в непосредственной близости от границ России враждебные ей политические силы: в Грузии, на Украине, в Прибалтике, превращая эти республики в свои базы. России это не нужно. Прибалтика, Закавказье, Украина – зона естественно-исторических и геополитических интересов России; судьба народов, проживающих там, Москве не безразлична, она несёт за них историческую ответственность. США должны прекратить свою активность на этих территориях, признать ответственность России за них и не препятствовать возможным проявлениям взаимного тяготения проживающих там народов к реинтеграции.

И наконец, пятое. США должны прекратить все действия против союзных России сил на Ближнем Востоке, попытки организовать свержение власти в этих странах.

Предлагаемый формат можно считать чрезмерным, можно таким его не считать. Его можно полагать возможным или невозможным, не говоря уже о том, что непонятно, решится ли российская дипломатия твёрдо настаивать на соблюдении данного формата.

В любом случае это те позиции, соблюдение которых делает для России принятие предложения Байдена имеющим существенное значение, а несоблюдение – не имеющим такого значения. И принятие предложения американского президента без учёта и соблюдения интересов России не будет носить характер движения по пути нормализации отношений – оно превратится в односторонние уступки со стороны России.

Это если вести речь о возвращении американо-российских отношений «в нормальную колею».

Фото: kremlin.ru