«Рука Пекина» – как шёлковая нить становится железной

«Рука Пекина» – как шёлковая нить становится железной

Через Россию и Казахстан

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ощущение того, как далеко протянулась «рука Пекина», скоро станет создавать для Европы куда более серьёзные проблемы, чем массовые выступления в европейских городах против принудительной вакцинации.

The European Financial Review, собирающий факты присутствия Поднебесной в Старом Cвете, предлагает подумать над несколькими цифрами. К примеру, «Грузовой поезд Китай – Европа» (China-Europe Freight Train – CEFT) шесть лет назад лишь дважды в день прибывал в Европу, а в 2020 году он совершил уже 12 406 рейсов. Поначалу в Поднебесную гнали обратно пустые вагоны, а теперь китайцы, живущие по сторонам «Пояса и пути» (Belt and Road Initiative – BRI) могут подавать на стол свежего атлантического лосося из Норвегии, которого CEFT поставляет с прошлого года на китайский рынок. Из Нарвика, с самой северной железнодорожной станции на берегу Норвежского моря, китайский поезд везет контейнеры с лососем в Хапаранду на границе Швеции с Норвегией и оттуда через Россию и Казахстан – в Сиань, город, которому больше трёх тысяч лет. 10 дней – и норвежский лосось в Китае.

Belt and Road Initiative

Поток товаров растёт, за минувшие полгода в обе стороны маршрута проехали уже 7 377 грузовых поездов.

Когда 10 лет назад CEFT протянул первую на «шёлковом пути» ниточку из центра китайского автомобилестроения Чунцин в германский Дуйсбург, слывший когда-то центром сталелитейной промышленности и угледобычи, безработица там составляла 11 процентов при 3 процентах по Германии. Дуйсбург стал жертвой реструктуризации промышленности в Германии. Однако падение производства не лишило город географически выгодного положения: крупнейший речной порт в мире на слиянии Рейна и реки Рур, крупный транспортный узел прекрасно подходил для того, чтобы встречать грузовые поезда из Китая и отправлять грузы во все стороны Европы по воде, рельсам и автомагистралям.

Ухань

Ухань

Теперь Дуйсбург и Ухань – города-побратимы. Ухань стал транспортным хабом на CEFT, а Дуйсбург получает четыре из пяти грузовых поездов из Китая каждый день. Приём, таможенная обработка, хранение и отправление грузов через железнодорожный и речной терминалы – уже само по себе большой бизнес. Теперь вместо 19 тысяч работников в нём заняты 50 тысяч человек – 15 процентов рабочей силы города. Более сотни китайских компаний открыли здесь свои магазины, обычный речной порт превратился в обширный континентальный логистический центр, способный влиять на экономическое положение в Центральной и Восточной Европе за счёт многоканального распределения грузовых потоков.

Около 2 тысяч молодых китайцев учатся в университете Дуйсбурга – Эссена. Больше всего их в Высшей школе Макса Планка. С прошлого года студенты этой школы изучают вместе с французским и английским китайский язык.

Сегодня «шёлковая нить», связывающая Германию с 50 китайскими городами, протянулась через 168 городов 23 стран Азии и Европы. С начала 2021 года по ней прошли боле 40 тысяч поездов. Стремительный рост перевозок сразу отражается на роли, которую играет в экономике региона города-остановки. Если небольшие и отдаленные города специализируются только на логистике, то города покрупнее получают возможность развития, добавляют рабочие места, повышают уровень жизни.

Расширение географии нового «шёлкового пути» представляет собой тройную сеть: из Китая в Европу, из Европы в Азию и из Китая в Азию. Эта сеть полностью поглощает евразийский транспортный коридор через Среднюю Азию и Транссиб. CEFT и BRI – единый проект, в рамках которого грузовая железнодорожная ветка обеспечила транспортировку китайских товаров на европейский рынок, а инициатива «Один пояс – один путь» проинвестировала готовность участников проекта укреплять торговлю между Китаем и Европой.

Сиань

Сиань

Добраться от Тихоокеанского побережья в Китае до Атлантики по маршрутам CEFT и быстрее, и дешевле, чем как-то иначе. Производящая электронику китайская компания Siying переехала из Шеньчженя в Сиань только потому, что поставлять продукцию в Центральную Азию через CEFT можно не за 40, а за 15 дней, что позволило компании расширить рынок сбыта от Казахстана и Киргизии до Германии и Франции. А грузовой поезд из бельгийского Гента с двумястами автомобилями Volvo прибывает в Сиань через 16 дней, а не через 40 дней по морю. Европа выигрывает от того, что Китай является крупнейшим покупателем на планете, потребляющим 23 процента мирового производства товаров и особенно охотно – европейскую роскошь, косметику, грузинские красные вина, норвежского лосося...

Брошенная на борьбу с китайским проектом «Пояса и пути» и CEFT инициатива Евросоюза «Глобально соединённая Европа» (Globally Connected Europe), конечно, будет защищать свой проект, но уже сейчас Германия имеет больше городов, участвующих в CEFT, чем любая другая страна ЕС. Уходящая с политической арены Ангела Меркель агитирует за связи с Китаем. «Шёлковые нити» становятся всё крепче...

Один пояс один путь

Пусть по морю из Китая в Европу и обратно ещё охватывает 90 процентов товаров и лишь 2,6 процента контейнеров уносят вагоны по «шёлковому пути», главное в другом: это – не виртуальный бизнес и не разговор через прилавок. Эта торговля даёт новые рабочие места, развивает инфраструктуру, позволяет европейцам лучше понять китайцев. Год за годом «шёлковые нити» CEFT сшивают Европу и КНР всё прочнее.

Заглавное фото: REUTERS/Thomas Peter