Бандиты Ибрагим Бека и он сам

Басмачи, англосаксы и талибы*

Реабилитация басмачей прошлого – это опосредованная поддержка исламизма в настоящем

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Верховный суд Узбекистана реабилитировал одного из главарей басмаческого движения Ибрагим-бека Чакабаева и полтора десятка прочих лиц, приговорённых в 1920-1930-х годах советским правосудием к высшей мере наказания. Президент Шавкат Мирзиёев, комментируя факт реабилитации, сказал: «...почти сто лет спустя справедливость восторжествовала... Необходимо продолжить благородную работу, направленную на восстановление чести и достоинства национальных патриотов».

Басмаческое движение в Средней Азии – это исламский терроризм образца 1920-1930-х годов. Подпитывался он теми, кто курирует исламистское движение в наше время, – англосаксами. Сегодня в Великобритании нашли приют многие исламистские структуры и группировки, запрещённые в России и в других странах: Исламская информационная служба, «Хизб ут-Тахрир»*, Исламский фронт спасения и др. Сто лет назад Лондон также использовал исламистов в своих интересах.

В Средней Азии эти интересы заключались в недопущении усиления советского влияния в британских колониях. В частности, Лондон не устраивало заключение в 1921 году советско-афганского договора о дружбе, согласно которому Советская Россия гарантировала беспошлинный транзит через свою территорию товаров, закупленных Афганистаном, и направляла в помощь афганской армии военных инструкторов. 

Центральная Азия

Британцы планировали создать на стыке границ Афганистана, СССР и Китая исламский эмират, в состав которого, кроме приграничных афганских областей, вошли бы земли Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении и Казахстана. Этот проект сопрягался с проектом создания британцами уйгурского государства в китайском Синьцзяне. Удайся эти проекты, советская Средняя Азия оказалась бы зажатой с двух сторон исламистскими псевдогосударственными образованиями и, по расчётам Лондона, пала бы под их натиском. 

В Синьцзяне ставка была сделана на уйгуров, в Средней Азии – на богатых баев, недовольных приходом советской власти. Неуклюже выглядят пропагандистские попытки представить басмаческих главарей борцами за «национальную идею» и «народное счастье». Богачи за бедняков не воюют, а идея независимости не осуществляется на деньги колонизаторов. Басмачами в Средней Азии называли грабителей и налётчиков. Басмачество – род занятий, а не идеология. 

Жертвами басмаческого террора становились инженеры, медики, учителя, милиционеры, военнослужащие, дехкане. Басмачи разрушали мосты, дороги, оросительные системы. Угрожали местным жителям смертью за обучение детей в школе и лечение в советских больницах. Это была война против своего народа.

Басмачи

Прискорбно, что Верховный суд Узбекистана не считает нужным провести дополнительное расследование басмаческих преступлений, установить обстоятельства их совершения и точное количество пострадавших. Также не мешало бы донести до общественности информацию о степени участия в уничтожении басмачества добровольческих отрядов из числа местного населения. Того же Чакабаева обезвредил отряд ОГПУ под командованием таджика Мукума Султанова. 

Геополитические соображения, по которым Лондон взращивал исламистско-басмаческий проект, остаются актуальными сегодня. 14 сентября 2021 года «правительство Восточного Туркестана в изгнании» (штаб-квартира в Вашингтоне) опубликовало на разных языках, в том числе на русском, заявление по случаю 17-летия со дня своего официального учреждения. В заявлении говорится, что стратегической целью и историческим долгом "правительства" и всех тюркских народов является достижение независимости Восточного Туркестана. 

Восточный Туркестан

Под Восточным Туркестаном понимается китайская провинция Синьцзян, идеологи движения называют её общим домом для уйгуров и местных казахов, узбеков, киргизов, татар. Существующий в проекте Восточный Туркестан граничит с Россией, Киргизией, Таджикистаном, Казахстаном, Афганистаном, Пакистаном, Монголией и Индией. В каждой из этих стран исламистская проблема по-своему актуальна, и превращение Верховным судом Узбекистана исламистов образца 1920-1930-х в национальных мучеников на руку идеологам Восточного Туркестана.

Члены «правительства Восточного Туркестана» проживают в США, Японии, Франции, Швейцарии, Канаде, Норвегии и Германии, что указывает на заинтересованность этих государств в реализации антикитайского и антироссийского проекта. В 2020 г. «правительство Восточного Туркестана» направило британскому парламенту обращение с просьбой о противодействии «неоимпериалистическому» проекту Китая «Один пояс, один путь». «Восточные туркестанцы» предлагают создать антикитайскую коалицию в составе США, Великобритании, Австралии, Японии, Канады и Индии.

В регион Центральной Азии западные стратеги включают постсоветскую Среднюю Азию, часть азиатской части России, а также частично Монголию, Китай, Пакистан, Афганистан, Иран и Индию. Закрепившись в этом пространстве, западные державы обеспечат себе возможность давления на Россию, Китай и Иран, влияя на процессы в масштабах всей Евразии. 

В условиях ухода американских войск из Афганистана и захвата страны талибами идеологические эксперименты с басмачеством чреваты серьёзными последствиями. Известно, что в борьбе с басмачами активное участие с афганской стороны принимали отряды хазарейцев – самого притесняемого шиитского народа в суннитском Афганистане. В то же время часть афганцев-суннитов оказывала басмачам вооружённую поддержку.

Культ Чакабаева в современном Узбекистане автоматически превращает хазарейцев в душителей узбекской национальной идеи, а афганских суннитов, поддерживавших Чакабаева, – в союзников этой идеи. 

Пропагандистская кампания Ташкента по восхвалению басмачества нацелена на внутреннее потребление, но не полетят ли "идеологические брызги" этой кампании на соседние страны, в том числе на Афганистан? Методы ведения войны басмачами 1920-х годов не отличались от методов ведения войны талибами сегодня: тот же фанатизм, то же стремление возродить архаические обычаи. Идеологически это родственные движения.

Напомним: в 1990-х годы Среднюю Азию сотрясали налёты современных басмачей с территории Афганистана – кровопролитные бои российских и таджикских пограничников на афганской границе, Баткенская война афганских исламистов против вооружённых сил Киргизии и Узбекистана с применением авиации и артиллерии, бои на туркменско-афганской границе в 2018 году. Современным аналогом басмачества является запрещённое в России «Исламское движение Узбекистана»*, объявившее о своём подчинении запрещённому в России Исламскому государству*. 

Реабилитация басмачей прошлого – это опосредованная поддержка исламизма в настоящем.

Фото: bbci.co.uk