Крах рейтинга Doing Business – знак уязвимости глобализма

Крах рейтинга Doing Business – знак уязвимости глобализма

Подтасовки как система

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Скандал вокруг составляемого Всемирным банком (ВБ) с 2003 года рейтинга «Ведение бизнеса» (Doing Business) стал в последние дни одной из центральных экономических новостей в мировых СМИ.

По результатам внутреннего расследования руководство ВБ официально отказалось публиковать в дальнейшем рейтинг, долгое время служивший ориентиром и для отдельных инвесторов, и для правительств многих государств.

Ежегодно в рейтинге Doing Business публиковались 8967 показателей, которые, по мнению составителей, позволяли создать объективное впечатление об инвестиционном климате и способах ведения бизнеса примерно в 190 странах мира.

Подготовка Всемирным банком доклада, на основании которого составлялся рейтинг, включала в себя два этапа: анализ нормативной базы по конкретному государству и опрос экспертов, которых у ВБ насчитывалось около 8000.

Для простоты использования данные группировались, согласно десяти основным индикаторам: создание предприятия, получение разрешения на строительство, электроподключение, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контракта, процедура банкротства.

Плюсами рейтинга считались прозрачность и относительная простота ведения дел, минусом – способность охватить лишь небольшую часть деловой среды и территории государства.

Фото: WB

Несмотря на то, что Doing Business был лишь одним из многочисленных международных экономических рейтингов и крупные инвесторы опирались далеко не только на него, он играл важную роль. Одни государства использовали его как источник информации для проведения реформ, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, для других (например, для Украины) Doing Business превратился в фетиш. Издание Strana.UA даже назвало этот рейтинг «навязчивой идеей» украинских чиновников. Передвижение в рейтинге считалось одним из главных критериев деятельности всего украинского государственного аппарата в отличие от действий по улучшению жизни граждан.

И вот наработанный за 18 лет авторитет рейтинга Doing Business рассыпался, словно карточный домик. 16 сентября 2021 года на сайте Всемирного банка появилось лаконичное объявление о прекращении выпуска отчета, на основании которого составлялся рейтинг. Как заявило руководство ВБ, основанием для разбирательств стали факты о нарушениях при составлении рейтинга, всплывшие в 2020 году. В группе, занимавшейся подготовкой Doing Business, было проведено внутреннее расследование, отчет о котором опубликован на сайте ВБ. Инспекторы выявили факты, как они считают, нарушений в отношении оценок Китая, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Азербайджана.

Проводившая разбирательство юридическая компания WilmerHale утверждает, что в 2018 году руководство ВБ (в частности, бывшая исполнительный директор Всемирного банка, а ныне исполнительный директор МВФ Кристалина Георгиева) якобы оказывало давление на составителей рейтинга, чтобы поднять в нем позицию Китая. Reuters связывает это с проходившими в то время переговорами по увеличению капитала КНР в ВБ. Пекин увеличил свою долю на 13 млрд. долларов (примерно до 6%) и, по мнению западных экспертов, необоснованно оказался на 78-й позиции в рейтинге вместо 85-й. А позицию Саудовской Аравии якобы необоснованно подняли в 2019 году  с 63-го места на 62-е. В то же время рейтинг Азербайджана, по мнению авторов расследования, занижали.

Кристалина Георгиева

Кристалина Георгиева, фото NYT

Участники расследования полагают, что составители Doing Business работали под постоянным «давлением» и «страхом возмездия» со стороны их руководства. Георгиева любые обвинения в свой адрес категорически отвергла.

Каковы были закулисные причины, вызвавшие проведение расследования, и насколько оно было полным и объективным, непонятно. Нельзя исключить, что Георгиева, как некогда Доминик Стросс-Кан, просто перешла кому-то дорогу. Однако сомнительно, так как Георгиева, по данным экспертов, связана с глобалистскими «мозговыми центрами» и участвовала в информационных операциях по отвлечению внимания мировой общественности от финансовых манипуляторов.

А самое главное заключается в том, что международные экономические рейтинги, которые десятилетиями выдавались за нечто непогрешимое и обязательное для ориентировки, признаны недостоверными их же составителями.

Несостоятельность Doing Business была очевидна давно. Например, когда Украина в 2012 году находилась в рейтинге на 152-м месте, объем инвестиций в ее экономику достигал 10 млрд долларов, а сейчас, когда она «поднялась вверх» до 64-й позиции, отток инвестиций из нее составляет 1 млрд долларов.

Официальное признание подтасовок, осуществлявшихся Всемирным банком, заставляет усомниться и в других рейтингах, которые готовят ВБ (первый, кстати, объявивший о начале «пандемии»), а также МВФ, ООН, мировые рейтинговые агентства и прочие «международные» организации, не говоря уже о дутых оценках ими «открытости», «развития», «уровня демократии» и т. п. 

Другие материалы