Памятник Бисмарку в Берлине

Лужицкие сербы против канцлера Бисмарка

Национальные корни народа, подрубленные тевтонским мечом, не дают свежих побегов

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сербский институт в Будишине (ФРГ, Саксония) и Союз лужицких сербов «Домовина» («Родина») выразили в открытом письме протест против планов установить на самой высокой в Лужице горе Чорнебог памятник канцлеру Отто фон Бисмарку за его заслуги в объединении Германии в 1870 году. Лужичане напоминают, что Германия объединилась посредством так называемой Kulturkampf – политики подавления национального сознания национальных меньшинств и их онемечивания.

Лужицкие сербы (они же лужичане, или Sorben по-немецки) – самый маленький славянский народ численностью не более 60 тыс. человек. В VII веке часть лужичан ушла на Балканы и превратилась в балканских сербов – один из самых русофильских народов Европы. Лужицкие сербы тоже русофилы. Их флаг имеет такие же цвета, что российский и сербский. Лужицкие сербы помнят, что в 2009 г. депутат ландтага федеральной земли Саксония этнический лужичанин Гайко Козел протестовал против планов США по милитаризации Центрально-Восточной Европы.

В окружении немцев лужичане живут уже около полутора тысяч лет. За это время их численность сократилась в сотни раз из-за репрессий и политики ассимиляции. Сегодня Лужица, регион их компактного проживания, административно разделён на две части: одна в составе федеральной земли Саксонии, другая – Бранденбурга, так что этот малочисленный народ является ещё и разделённым народом. Многие лужицкие населённые пункты уже давно получили немецкие названия. Будишин стал Баутценом, Бранибор известен как Бранденбург, Дрежджаны – как Дрезден, Липск – как Лейпциг, Любиц – как Любек, а саму Лужицу чаще называют Лаузиц (Lausitz).

«Как научное учреждение, расположенное в Будишине, которое сотрудничает со многими партнёрами в стране и за рубежом, мы однозначно дистанцируемся от данного решения [об установке памятника Бисмарку]. Оно, на наш взгляд, свидетельствует о неслыханном историческом невежестве», – говорится в письме Сербского института.

Члены «Домовины» указали, что демократическая Европа уже попрощалась «с бисмарковским способом мышления, согласно которому война – это часть политики». И надо сказать, протест Сербского института и «Домовины» возымел действие. Городской совет Бауцена постановил продолжить обсуждение проекта памятника.

Это событие заставляет вспомнить о стеснительном положении лужицких сербов в современной Германии и исчезновении их культуры. Ассимиляционное давление немцев на лужичан никогда не прекращалось, переходя от тоталитарных форм, когда Гитлер объявил их славянизированными немцами, провозгласил возврат в лоно тевтонской культуры и призвал в вермахт, до ползучих методов нынешних времён. Миграция лужичан в крупные немецкие города, наплыв в Лужицу немцев в качестве чиновников и технических специалистов способствовали размыванию лужицкой идентичности и онемечиванию лужичан. Адмирал Тирпиц (немецкий вариант сербской фамилии Тирпич), нацистские военачальники Браухич, Рендулич – самые известные примеры ассимиляции славян, некогда населявших треть территории нынешней Германии.

Права лужичан на развитие языка и культуры закреплены в ФРГ законодательно, издаются несколько лужицких газет и журналов – Serbske Nowiny, Nowy Casnik, Lětopis и др., транслируются несколько радиопередач, в местах компактного проживания лужичан вывески по-немецки дублируются по-лужицки. Для пропагандирования лужицкого языка и культуры запущен проект «Лужичанин? Конечно!», действуют дошкольные группы по изучению лужицкого языка, но всё это не спасает лужицких сербов от превращения в немцев. Национальные корни народа, подрубленные тевтонским мечом, не дают свежих побегов.

Дело ещё в том, что принципом государственного устройства современной Европы является понятие государства-нации, враждебное этническому многообразию. Такое государство создаёт политическую нацию, ставит во главу угла не национальную, а политико-юридическую идентичность (гражданство). Государство-нация покоится на бюрократическом единстве, необходимым условием его хорошего самочувствия является отчуждение населяющих его народов от их этнокультурных корней в пользу потребительской идеологии буржуазного общества.

Окситанцы, бретонцы для французского государства-нации – это французы, поскольку они французские граждане. Также для германского государства-нации фризы, лужичане – это немцы. Политическое единство провозглашается единственно приемлемым способом консолидации граждан, этническое единство видится как угроза, ибо противоречит политико-юридической идентичности и раскалывает её изнутри. Наплыв в Германию мигрантов из Африки и Азии ещё больше способствует растворению национальной идентичности лужицких сербов. Финансирование лужицких организаций периодически урезают. «В госучреждениях [в Лужице] часто не знают, что здесь можно говорить как по-немецки, так и по-лужицки. Многие лужичане поэтому не осмеливаются говорить на родном языке», – комментирует ситуацию Вернер Фроцка (Werner Frocka) из «Домовины».

Усугубляет ситуацию то, что сама германская история в своих ключевых вехах противоречит национальному чувству лужицких сербов. События, которые немцы считают эпохальными для своего народа (деяния императора Карла Великого, политика Отто фон Бисмарка и т. п.), для лужичан – кровавые страницы геноцида. Карл Великий первым из германских императоров обрушил на лужичан безжалостный меч, а Бисмарк другими методами довершил его дело.

Фото: Thalia Engel/dpa

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться