20 декабря прошла встреча президентов трех стран, входящих в состав «Люблинского треугольника», – Украины, Польши и Литвы.

В Варшаве считают, что настало время Польши

Кто старший партнёр в «Люблинском треугольнике»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

20 декабря прошла встреча президентов трех стран, входящих в состав «Люблинского треугольника», – Украины, Польши и Литвы. Анджей Дуда и Гитанас Науседа были гостями Владимира Зеленского.

Владимир Зеленский, Анджей Дуда и Гитанас Науседа. Фото: prezydent.pl

Владимир Зеленский, Анджей Дуда и Гитанас Науседа. Фото: prezydent.pl

«Люблинский треугольник» был образован в июле 2020 года. В планах в его составе была и Белоруссия, но история распорядилась иначе, и треугольник до четырёхугольника не расширился.

Нынешний саммит впервые проходил на высшем уровне; ранее встречались только министры иностранных дел, их заместители или чиновники более низкого ранга. Кроме того, саммит объявили чрезвычайным, что связано с якобы готовящимся нападением России на Украину. В повестку дня внесена «гибридная агрессия Путина и Лукашенко»  – так в Польше именуют кризис с мигрантами, прорывающимися из Белорусии на территорию Речи Посполитой.

По итогам саммита три лидера осудили «гибридную агрессию», а Гитанас Науседа добавил, что, по его мнению, Россия уже фактически поглотила Белоруссию и Североатлантическому альянсу нужно готовиться к новым вызовам.

Президенты Польши и Литвы заявили о своей поддержке членства Украины в НАТО и Евросоюзе, что зафиксировано в декларации, подписанной Зеленским, Дудой и Науседой.

Еще одной темой для обсуждения на саммите «Люблинского треугольника» были предложения России по гарантиям безопасности, опубликованные 17 декабря. Российскую инициативу приняли в штыки. Предложения МИД РФ назвали ультиматумом, и президент Польши заявил, что НАТО обязано продемонстрировать твердость, не уступая Москве. Анджей Дуда считает, что альянсу необходимо выдвинуть ответный ультиматум: «Я надеюсь,сказал он, – что руководители других стран НАТО это понимают».

Выступая после переговоров с Зеленским и Науседой, Дуда охотно рассказывал, как он ведёт диалог с ведущими политиками Запада. У человека непосвященного могло создаться впечатление, что Польша – один из столпов современного миропорядка. Между тем саммит «Люблинского треугольника» был встречей лидеров трех второразрядных государств, которых великие державы не подпускают к обсуждению серьезных проблем. Потому Дуда и апеллировал к «руководителям других стран НАТО». Еще одно проявление слабости – упование на американские  сверхжесткие санкции, способные изменить политику РФ. Ввести разрушительные антироссийские санкции призывает Зеленский.

Какова цена всем этим заявлениям показали последовавшие за встречей дни: 21 декабря госсекретарь США Энтони Блинкен сообщил, что уже в январе могут пройти переговоры с Россией. Другими словами, мнение восточноевропейских сателлитов Вашингтону безразлично.

В Польше, однако,  итоги саммита оценили положительно. О переговорах трех президентов в комментарии «Польскому радио» одобрительно отозвался эксперт по восточным делам Томаш Гживачевский. А Tygodnik Solidarność, издание одноименного профсоюза, написало, что подписанная Дудой, Науседой и Зеленским декларация очень не понравится Путину.

Имелся у трехсторонней встречи еще один аспект. Инициатором и хозяйкой мероприятия была Украина, но солировала на саммите Польша, тем более что президенты собрались в Ивано-Франковской области, которая до 1939 года входила в состав Речи Посполитой. Дуда чувствовал себя почти как дома: сначала он посетил Ивано-Франковск, пообщался здесь с местными поляками и только после этого отправился беседовать с литовским и украинским коллегами. И выйдя к прессе, Дуда говорил больше остальных, давая понять, кто тут старший партнёр.

Анджей Дуда на встрече с поляками Ивано-Франковска. Фото: prezydent.pl

Анджей Дуда на встрече с поляками Ивано-Франковска. Фото: prezydent.pl

В день проведения саммита в Gazeta Polska Codziennie вышла статья «Сейчас не время для старых великих держав». Gazeta Polska Codziennie является рупором партии «Право и справедливость», стоящей ныне у руля Речи Посполитой. Автор статьи Бартош Батчак – лицо известное, основатель аналитического центра Институт глобализации. Батчак пишет, что Россия и Германия больше не великие державы, на арену выходят новые силы. Под ними, как нетрудно догадаться, подразумевается Польша, которой предстоит стать центром притяжения и вовлечь в орбиту своего влияния Белоруссию, Украину, Чехию, Венгрию, Румынию и даже Болгарию с Хорватией. Статья заканчивается словами: «Для нас это лучшая за много веков возможность построить великую державу».

Бартош Бартчак. Фото: gosc.pl

Бартош Бартчак. Фото: gosc.pl

Батчак внушает, что РФ неспособна отстаивать свои национальные интересы, что это мафиозная страна-бензоколонка, от которой ушла Украина и обязательно отдалится Белоруссия. Эти рассуждения вполне отражают направление мысли части политического класса Польши.

Между тем великодержавные фантазии поляков и реальность сочетаются плохо. 2021-й стал годом охлаждения в отношениях Речи Посполитой с Западом. Тянувшийся несколько лет конфликт Варшавы с Брюсселем обострился, Польша оказалась как никогда близка к отлучению от финансовой «кормушки» ЕС. Во многом из-за этого нагнеталась напряжённость вокруг ситуации на границе с Белоруссией, и Евросоюзу пришлось выразить солидарность с Польшей. Однако эффект был кратковременным, и Брюссель усилил нажим. 22 декабря еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс проинформировал, что попытки наладить диалог с Варшавой потерпели крах; против Польши начаты четыре судебных разбирательства по вопросу решений ее Конституционного суда. Одно из решений, по которым Брюссель судится с Варшавой, это  признание верховенства польского права над правовым режимом Евросоюза.

Не лучше обстоят дела у Варшавы с Вашингтоном. 17 декабря польские власти дали очередной повод навлечь на себя гнев Соединенных Штатов. В сейме был принят закон, меняющий процедуру выдачи лицензий СМИ, чьи собственники находятся за пределами Евросоюза. Новшество якобы должно защитить польское медиапространство от проникновения России и Китая, но под удар попала телекомпания TVN, принадлежащая американскому медиаконцерну Discovery.

Закон, который в Польше прозвали LexTVN, уже осудили посольство США, Госдеп и Евросоюз. Кроме того, в середине декабря в Вашингтоне официально одобрили кандидатуру Марка Бжезинского на должность посла в Варшаве. Варшава долго сопротивлялась этому назначению, но в конце концов уступила. Бжезинский-младший уже объявил, что своими первоочередными задачами видит отстаивание «свободы СМИ» (включая TVN) и защиту ЛГБТ-сообщества, прижимаемого польскими властями. Сын Збигнева Бжезинского будет принуждать польских начальников делать то, что нужно Америке, а не предаваться фантазиям о великой державе в сердце Европы.

Марк Бжезинский (на переднем плане). Фото: fakty.tvn24.pl

Марк Бжезинский (на переднем плане). Фото: fakty.tvn24.pl

Другие материалы