Белоруссия: политические итоги 2021 года

Белоруссия: политические итоги 2021 года

Время внутриполитической трансформации и изменения отношений с внешним миром

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

2021 год в Белоруссии выдался непростым, даже драматичным. В минувшем году наглядно проявились последствия кризиса, разразившегося в республике после президентских выборов в августе 2020 г. Белорусский режим выстоял, но был вынужден пожертвовать многими принципами своей предшествующей политики.

Крушение западной сети влияния

Во внутренней политике Белоруссии основные изменения коснулись отношений власти и прозападного «гражданского общества», которое до августа 2020 года чувствовало себя весьма вольготно.

Однако после того, как западная сеть влияния в Белоруссии выказала свою нелояльность властям, став основным локомотивом протестов, ответная жесткая реакция стала неизбежной.

Основной удар пришелся на информационную сферу, где прозападные СМИ и интернет-ресурсы смогли установить в предшествующий период негласную монополию.

Пожалуй, самым громким и символическим событием в этой сфере стал разгром информационного портала tut.by, который являлся ведущим информационным ресурсом и лидером общественного мнения на протяжении многих лет. Финал этого информационного левиафана оказался стремительным. Портал прекратил свое существование как экономический субъект и юридическое лицо, а его сайт со всем архивом публикаций был ликвидирован. Остатки редакционного коллектива tut.by в эмиграции организовали новый информационный ресурс «Зеркало», доступ к которому в Белоруссии ограничен.

Вслед за tut.by под ужесточившееся законодательство по противодействию экстремизму попали большинство влиятельных прозападных информационных ресурсов и телеграм-каналов. Все эти меры, конечно, не привели к ликвидации прозападной информационной сети, но нанесли по ней серьёзный удар, существенно сократив возможности её влияния.

Конституционная реформа

Ещё одним важным внутриполитическим событием для Белоруссии стала подготовка конституционной реформы.

Несмотря на то, что конституционный референдум запланирован на февраль 2022 г., проект обновленной конституции появился только сейчас. Как и предполагалось, основным новшеством реформы станет то, что Всебелорусское народное собрание (ВНС) приобретёт конституционный статус и может стать новым центром власти.

Новый орган получит весьма широкие полномочия и заберет часть властных функций у президента (в частности, назначение судей и членов центральной избирательной комиссии). Кроме того, ВНС получит право смещать президента и решать вопрос о легитимности выборов.

Логично предположить, что основной целью конституционной реформы является управляемый транзит власти, при котором политический лидер уступает кресло главы государства преемнику, но при этом сохраняет контроль над  процессом транзита. Версия о «казахской» модели транзита с переходом Лукашенко в статус председателя ВНС кажется теперь более реалистичной.

Новая конституция, если ее примут, будет означать переход от централизованной президентской республики к системе с двумя политическими центрами – президентом и ВНС. При этом роль парламента, партий и прочих традиционных «западных» институтов представительной демократии останется незначительной, как и сейчас.

Очевидно, что задачей является сохранение власти в руках нынешней правящей группы во главе с А. Лукашенко, но ставка делается на то, чтобы власть стала менее более коллективистской и институциональной.

Насколько удастся осуществить этот замысел и не приведет ли конституционная реформа к новому витку политического кризиса, покажет наступающий год.

Внешняя политика

На внешнем контуре продолжался и усугублялся кризис того многовекторного курса, который официальный Минск проводил до августа 2020 года.

Отношения Белоруссии и Запада вступили в стадию новой холодной войны. В ответ на западные санкции и непризнание итогов президентских выборов Белоруссия вышла из договора с ЕС о реадмиссии и приостановила членство в Восточном партнерстве. Любые попытки официального Минска выйти на прямой диалог с западными странами не привели к сколько-нибудь значимым результатам.

Особенно обострились взаимоотношения с Литвой и Польшей. Эти страны традиционно продвигают наиболее жесткую линию в отношении Минска. В 2021 году ситуация усугубилась из-за миграционного кризиса, который Вильнюс и Варшава активно используют для нагнетания напряжённости.

В белорусско-российских отношениях в 2021 году, напротив, наблюдалась положительная динамика. Осенью были, наконец, подписаны 28 дорожных карт интеграции, разговоры о которых велись с 2019 года, а белорусские власти впервые заговорили о возможности официального признания российской принадлежности Крыма.

В условиях конфронтации с Западом союз с Москвой стал для Белоруссии фактически безальтернативным, хотя белорусское руководство по-прежнему не горит желанием бросаться в объятия Москвы и пытается удержать баланс между Западом и Востоком.

Со своей стороны Москва, находясь в противостоянии коллективному Западу, также не стремится форсировать тему интеграции с Белоруссией. На западных окраинах бывшего СССР (Белоруссия, Украина, Молдавия) сложился своеобразный стратегический пат, когда ни Россия, ни Запад не готовы к решительным действиям и поддерживают статус-кво.

Официальный Минск это вполне устраивает. Несмотря на крах многовекторности и возросшую зависимость от России, белорусские власти сохраняют широкую автономию во внутриполитических вопросах.