Айнский праздник медведя

Харакири – не японский обряд

Почему российские власти сопротивляются признанию камчатских айну?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Статья первая
Статья вторая

В 1875 году правительство Российской империи за согласие Японии не претендовать на южную оконечность острова Сахалин передало в состав Страны восходящего солнца все входившие в состав России Курильские острова до полуострова Камчатка. После японско-русской войны 1904-1905 гг. японское правительство добилось отторжения в свою пользу южной половины принадлежавшего России острова Сахалин. В результате практически все айну, за исключением проживавших на Камчатке, оказались под японским господством: айну Хоккайдо, Южного Сахалина и Курильских островов. Началась их принудительная ассимиляция, насильственное превращение в «японцев». Хотя они по-прежнему рассматривались «нацией Ямато» как варвары, люди «второго сорта», оставаясь объектом эксплуатации.

Айну запретили носить национальные одежды, проводить айнские ритуалы и праздники, в частности, главный священный «праздник медведя». Мужчин принуждали брить бороды. Запрещалось использовать айнский язык.

Для начала айну давались японские фамилии, а затем и имена. Они приводились в японское подданство. Это обстоятельство сыграло важную роль в судьбе сахалинских и курильских айну при депортации японского населения на Хоккайдо после освобождения по результатам Второй мировой войны Южного Сахалина и Курильских островов и возвращения их в 1945 году России, в то время Советскому Союзу. Новая советская администрация не разделяла японцев и айну, рассматривая как первых, так и вторых подлежащими депортации гражданами Японии.

При этом около 200 имевших японское гражданство человек изъявили желание остаться на Сахалине. Большинство же айну покинули этот остров. Объясняется это тем, что в процессе японизации сахалинских айну многие браки были смешанные айнско-японские; кроме того, у согласившихся на депортацию были родственники на Хоккайдо. Большая часть айну – свыше 1000 человек – отбыли на Хоккайдо в 1947–1948 гг., и к 1949 на Сахалине их осталось не более 100 человек.

Оказавшись на Хоккайдо, айну, как и прежде, являли собой дискриминируемое меньшинство. К настоящему времени, по официальным данным, их насчитывается в Японии около 25 тысяч человек, хотя есть и указания на то, что в действительности их больше – до 200 тысяч человек. В настоящее время айну Хоккайдо и их культура используется как экзотика для развлечения туристов в «этнических деревнях». Популярностью у туристов пользуются изделия народных промыслов айну, особенно резные изделия из дерева. Непременным сувениром с Хоккайдо является фигурки различного размера медведя с лососем в пасти.

Работая в Японии, автор этих строк изучал состояние айну, их борьбу за официальное признание в качестве национального меньшинства и увеличение помощи государства. Айну создавали организации для борьбы за свои права и интересы, пытались иметь представительство в органах законодательной власти. Заявляя об этнической гомогенности японского государства, правительство не желало официально признавать наличие в стране дискриминируемого национального меньшинства. Лишь в 2008 году парламент Японии пошёл на такое признание.

Однако это ненамного изменило ситуацию с дискриминацией айну, которая продолжает существовать в японском обществе. Она проявляется в школах и других учебных заведениях, при заключении браков с японцами, при найме на работу. Поэтому многие имеющие в роду айну граждане Японии скрывают свое происхождение. Есть такие и среди моих знакомых, которые лишь «по секрету» сообщали о том, что в них течёт кровь аборигенов.

Хотя стыдиться принадлежностью к айну причин быть не должно. Ведь многое в японской культуре, чем гордятся современные потомки «нации Ямато», было заимствовано у айну. Взять то же самурайство. Многие боевые техники японцы переняли именно у айну. До сих пор самые известные самурайские роды имеют айнские корни. Считается, что к таковым относится, например, клан Абэ, к которому принадлежит бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ. То есть сословие японских самураев – это в действительности потомки айну. Хотя в многочисленных в Японии фильмах «про самураев» эти воины всегда имеют лица монголоидного типа, к которому айну не принадлежат.

Малоизвестно, что именуемый в Японии обряд сэппуку, за рубежами Страны восходящего солнца известный как харакири, заимствован японцами у айну. Послушаем рассказ бывшего руководителя общины «Айну» на Камчатке Алексея (Асира) Накамура:

«Мы, айну, или камчадальские курильцы, никуда не исчезали, просто нас долгие годы не хотели признавать. Самоназвание «айну» происходит от нашего слова «мужчина» или «достойный мужчина» и связано с военными действиями. Мы ведь 650 лет воевали с японцами. Единственный народ в мире, который сдерживал оккупацию, сопротивлялся агрессору – японцам. Я вообще считаю, что японцы паразитируют на нашей культуре, присваивая наши традиции. Примеров тому много. Японский самурайский меч называется «катана». В айнском языке это слово обозначает «поселение», «деревню» или «род». Меч называли так потому, что передавали от отца к сыну, от сына к внуку. Харакири – так называемое японское ритуальное самоубийство – вообще придумано айну! (То же можно сказать и о кодексе война-самурая «бусидо». – А.К.)

По нашим верованиям душа живет в животе. И висит она там на тоненькой верёвочке. Чтобы умереть и выпустить душу – иначе человек не возродится потом – нужно вскрыть живот и перерезать эту ниточку.

Или взять глубокие «японские» поклоны, от чего они произошли? В нашей мифологии есть дух воды, который называется Каппа кодзу (водяной. – А.К.). Принимая образ человека, он выходит на сушу, чтобы утащить кого-нибудь к себе под воду. На макушке головы у него есть углубление. В нем водичка. Если вдруг она вытечет, дух умрет… Дух этот очень вежливый. Иду я, например, по лесу, встречаю человека. Вдруг это Каппа кодзу? Я начинаю ему кланяться. Он мне в ответ. Чем глубже поклон, тем почтительнее ответ. И тем больше воды вытекает у духа. Так что на самом деле, это проверка – не водяной ли ты…

Мы никогда не были азиатами. Мы островной народ, и учёные до сих пор не выяснили, откуда среди безволосой Азии «шерстяные» (покрытые густым волосяным покровом. – А.К.) люди. Мой предок – выходец с южных Курил с острова Шикотан (Ясикотан по-айнски). Во времена последнего айнского восстания, примерно в 1725 году, преследуемый японскими войсками он уходил с семьей от погони на байдарах до самой Камчатки. Осел в России на Курильском озере…»

«Нас называют мохнатыми курильцами», – рассказывал Алексей в интервью изданию «Национальный акцент». «Но кроме антропологических особенностей, частично сохранился язык. Есть словарь курильского языка в «Описании земли Камчатки» Крашенинникова. На Хоккайдо наречие, на котором говорят айну, называется сару, На Сахалине – рейчишка. Наше (камчатское) вообще никак не называется. К сожалению, все разговорники, буквари изданы на японском или английском языках. В такой ситуации сложно сохранять язык. Нужны словари на русском, нужны центры по изучению и сохранению не только, кстати, айнского языка, но и ительменского, других языков Камчатки. На Хоккайдо есть объединение «Утари» в переводе – сотоварищество. У них 55 отделений по всем японским островам. Это учебные культурные центры. Там обучаются не только айнскому языку, но и культуре. Есть, например, японцы, которые не являются айну, но живут, как айну. И наоборот, есть айну, которые живут, как японцы.

Мы пытались через «Утари» наладить культурные связи с другими айну. Но объединение интересовала только политика, причем определенно антироссийская. Я спросил у одного из их руководителей, зачем же так делается. Он ответил честно: нам нужно на что-то жить, а политики выделяют средства на то, что интересно им… Поэтому сейчас мы с «Утари» почти не общаемся. Будем возрождать культуру камчадальских курильцев – айну своими силами».

Алексей Никамура

Могу подтвердить, что в свое время японские власти пытались использовать айну в кампании требований «возвращения северных территорий». Даже существовала идея образовать из южнокурильских островов мини-государство айну, конечно, под патронажем Японии. Однако, когда ещё во времена Советского Союза объединение «Утари» попыталось создать с курильскими организациями совместное предприятие, последовал окрик из Токио, и начинание было пресечено.

С Алексеем Накамура мы познакомились несколько лет назад по переписке, когда он обратился с просьбой помочь преодолеть бюрократические барьеры на пути признания его народа национальным меньшинством. По существующей информации, в России в той или иной степени принадлежащие к народности айну люди проживают на Сахалине, Курилах, Камчатке, в Хабаровском крае, на Командорских островах и даже… в Запорожье. Алексей Накамура сообщает, что в 2012 году в России насчитывалось 205 айну, и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание. Пока айну не признаны, они считаются людьми без национальности, их записывают при переписи как этнических русских или камчадалов.

Есть и экономическая составляющая проблемы идентификации российских айну. Ибо в 2012 году и курильские айну, и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.

В 2004 году айнское сообщество Камчатского края направило Владимиру Путину письмо с просьбой не допустить передачу Курил Японии. Авторы письма также просили признать японский геноцид айну. Сообщество утверждало, что их трагедия по масштабам может быть сравнима только с геноцидом коренного населения Америки.

В имеющейся справке говорится, что в ходе переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айну, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов. В справке сообщается, что «в 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айну в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запрос был отклонён».

Алексей Накамура сообщил, что президент РФ Владимир Путин знает об обращении российских айну. И даже прислал высказывание Путина по этому поводу.

Вопрос был поднят на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, которое прошло 11 декабря 2018 года. Член СПЧ Андрей Бабушкин обратился к Путину с просьбой дать поручение губернатору Камчатки, чтобы тот выступил с представлением о внесении айну в перечень коренных малочисленных народов России. Он подчеркнул, что айну осталось всего 105 человек. На что президент ответил: «Предложение по малым народам. Записать их в число коренных народов, в том числе айнов, – да, согласен, конечно, надо подумать, это правильно. Да, давайте это сделаем, я согласен».

Прошло ровно три года, но воз и ныне там…

Признание российских айну, кроме всего прочего, явилось бы дополнительным доводом против ложного утверждения японцев со времен переговоров с Е. Путятиным (1855 г.) о том, что якобы все айну и места их проживания принадлежат Японии. Хотелось бы верить, что борьба Алексея Накамура и его соплеменников, преодолев бюрократические препоны, уже в ближайшее время увенчается успехом.