Лукашенко готов сражаться за власть до последнего

События в Казахстане – переломный момент во внутренней и внешней политике Белоруссии

О человеке, который готов сражаться за власть до последнего и с которым бессмысленно говорить с позиции силы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Январские беспорядки в Казахстане стали важнейшим событием последнего времени в постсоветском мире. Особое значение они имели для Белоруссии, где сохраняются следы общественно-политического кризиса, вызванного президентскими выборами августа 2020 года.

Напомним, что сейчас в Белоруссии ведется подготовка к конституционной реформе. Прошло всенародное обсуждение подготовленных изменений в Основной закон, идёт работа по окончательному оформлению новой редакции документа. Предполагается, что референдум пройдёт до конца февраля.

Нужно, однако, понимать, что условия, при которых конституционная реформа задумывалась, сегодня изменились. В 2020 году республику сотрясали массовые протесты, влияние с Запада на белорусское общество было довольно велико, а власть долгие месяцы не могла подавить недовольство. Сегодня речь о протестах уже не идет, западные НПО практически перестали существовать, наиболее радикальные оппозиционеры либо за решёткой, либо бежали. Власти полностью контролируют положение.

Это не означает, что кризис в Белоруссии полностью завершен. Недовольство перешло в скрытую форму. В Минске это понимают, а события в Казахстане лишь утвердили власти в том, что политика «полюбовного» раздела сфер влияния с прозападной оппозицией не укрепляет государственное здание.

Во время острой фазы беспорядков в Казахстане белорусские государственные СМИ проводили параллели между происходившим там и творившимся в Белоруссии в 2020 году. Доказывалось, что за протестами в Алма-Ате стоят те же силы, что и за попыткой августовского переворота в Минске, и направляются они с Запада. Отмечалось, что «властям Казахстана нужно помочь справиться с этой ситуацией, учитывая успешный опыт Белоруссии и других стран в подавлении мятежей и цветных революций… это важно для безопасности и мира в Евразии». Затем белорусские миротворцы были направлены в Казахстан в составе сил ОДКБ.

Для официального Минска январские события в Казахстане стали переломным моментом во внутренней и внешней политике.

Александр Лукашенко совещается с военными

Во-первых, Александр Лукашенко оказался в статусе политического лидера, многочисленные предупреждения которого о нарастающей напряженности в постсоветской Евразии и возможности новых «цветных революций» оправдались. С этой точки зрения рейтинг президента Белоруссии на международном уровне повысился. Особенно с учетом того, что В. Путин и он были основными действующими лицами в принятии решения об отправке сил ОДКБ в Казахстан.

Во-вторых, всем вспомнилось, что Лукашенко сумел справиться с беспорядками в стране сам. Это укрепило восприятие белорусского президента как политика, который готов сражаться за власть до последнего и с которым бессмысленно говорить с позиции силы.

В-третьих, события в Казахстане укрепили белорусские власти во мнении о том, что выбранная ими политика зачистки страны от западных агентов влияния является единственно верной. В отличие от Казахстана, где не сделали выводов из белорусских событий 2020 года и продолжали заигрывать с иностранными НПО, за последний год в Белоруссии были ликвидированы практически все организации, так или иначе финансируемые из-за рубежа. Были закрыты все так называемые независимые СМИ, а некоторые из них, как и ряд телеграм-каналов, были признаны экстремистскими. Теперь борьба с остатками этих элементов в Белоруссии будет только усилена. Одним из подтверждений этому стали недавно объявленные комплексные учения с участием территориальных органов внутренних дел и внутренних войск МВД Белоруссии. Как заявлено, они пройдут в связи с событиями в Казахстане, которые «подтвердили необходимость отработки различных сценариев развития ситуаций». В ходе их проведения будут отрабатываться «вопросы обеспечения охраны общественного порядка, пресечения массовых беспорядков, а также вопросы и тактические действия по ликвидации групп террористов, экстремистских группировок и вооруженных преступников».

В-четвёртых, что самое важное, события в Казахстане прямо повлияли на намеченную ранее в Белоруссии трансформацию системы государственного управления. По сути, казахстанский эксперимент с транзитом власти провален. Об этом и заявил Лукашенко 18 января, сказав, что «можно совершить перемены таким образом, что будет хуже, чем в Казахстане, – будет как в Украине». Оказалось, что изменение системы управления Белоруссией, о котором ранее говорили в Минске, если и будет, то не совсем таким (или совсем не таким), как предполагалось ранее.

В частности, стало известно, что никаких новых, досрочных президентских выборов после референдума не будет. Власть президента не только не уменьшится, но в некоторых моментах усилится. В краткосрочной перспективе Лукашенко не собирается никому передавать управление страной. Ему предоставляется исключительное право быть одновременно и президентом, и главой Всебелорусского народного собрания (ВНС). Исходя из этого, Всебелорусское народное собрание должно стать главным инструментом будущего транзита власти. При этом после событий в Казахстане Лукашенко стал говорить о транзите крайне осторожно. По его словам, ВНС должно стать «рычагом управления» в руках старой власти на тот случай, если новая не сумеет обеспечить, «чтобы нормальные люди пришли к управлению и чтобы мы потом локти не кусали». Как недавно заявил Лукашенко, он не допустит появления у власти «случайного президента», каким когда-то был сам.

Таким образом, исходя из опыта Казахстана, где сегодня невооружённым глазом виден передел власти между кланами Назарбаева и Токаева, в Минске решили несколько раз подумать, прежде чем осуществлять упомянутый транзит.

Влияние событий в Казахстане на политическую жизнь в Белоруссии очевидно. Власти в очередной раз убедились, что ослабление контроля за ситуацией в стране ведёт к очень серьезным проблемам.