Потенциальный эффект интеграции Узбекистана в Евразийский Экономический Союз

Потенциальный эффект интеграции Узбекистана в Евразийский экономический союз

О преимуществах, получаемых Узбекистаном от участия в деятельности ЕАЭС

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

30 апреля 2022 года исполняется ровно год с даты подписания правительством Республики Узбекистан и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) Меморандума о взаимодействии и утверждения Плана совместных мероприятий на 2021-2023 годы.

Республика Узбекистан официально получила статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) 11 декабря 2020 года, это стало третьей попыткой участия республики в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве. Ранее, в 1999-2005 годах, Узбекистан состоял в Организации за демократию и экономическое развитие (ГУУАМ) и в 2006-2008 годах в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС).

Каков потенциальный эффект и каковы преимущества, которые, как предполагается, Узбекистан получит от участия в ЕАЭС?

Прежде всего, речь идет о привлечении в Узбекистан прямых инфраструктурных инвестиций из стран-членов Евразийского экономического союза. Узбекистан имеет высокий инвестиционный потенциал, но используется он далеко не в полной мере. Начатые руководством Узбекистана в 2017 году структурные преобразования и экономические реформы заметно преобразили экономический облик страны: произошло открытие экономики, начата либерализация бизнес-среды, цен, торговли и валютного рынка, выросли инвестиции в основной капитал, взят курс на увеличение производства товаров с высокой добавленной стоимостью и диверсификацию экспорта. Это заметно улучшило инвестиционный климат республики, повысило потенциал привлечения внешнего финансирования.

Вместе с тем Узбекистану еще предстоит большой объем работы на пути инфраструктурного развития, улучшения доступа к мировым и региональным рынкам, а также создания благоприятного институционального режима. Экономическая поддержка в рамках интеграции со странами–членами ЕАЭС может послужить стимулом комплексного развития Узбекистана. Привлечение инвестиций и переток технологий будут способствовать увеличению производительности труда в республике – как вследствие обновления физической инфраструктуры, так и благодаря внедрению новых технологий. Ежегодные потребности Узбекистана в инвестициях в инфраструктуру оцениваются примерно в 7,4% ВВП до 2030 года. ЕАЭС потенциально способен обеспечить около 1,0-1,5 млрд. долл. (1,2-1,7% ВВП) таких капиталовложений. Учитывая долю инвестиций в ВВП Узбекистана и их импортоемкость (долю импортируемого капитального оборудования в валовом накоплении основного капитала), вклад инфраструктурных инвестиций из ЕАЭС в рост ВВП Узбекистана может составить в среднем 0,3–0,4 процентных пункта в год.

Другим важным преимуществом интеграции является дополнительный приток в страну денежных поступлений от трудовых мигрантов, который в среднем оценивается в 1,5–2,0 млрд. долл. в год, что даёт дополнительный вклад в ежегодный прирост ВВП в размере 0,3–0,4 процентных пункта. Будучи членом ЕАЭС, Узбекистан получает доступ к единому рынку труда со свободным передвижением рабочей силы. Рост притока денежных переводов ведет к росту благосостояния населения Узбекистана, что в свою очередь положительно сказывается на потребительском спросе в республике. Кроме того, трудовая миграция в страны-члены ЕАЭС позволяет смягчить негативные социально-экономические последствия безработицы и неполной занятости.

Узбекистан планирует увеличить экспорт своей товарной продукции в страны ЕАЭС на 1,2 млрд. долл. в год. В таком объеме оценивается нереализованный экспортный потенциал Узбекистана по отношению к государствам–членам Союза. Вместе с тем вступление Узбекистана в ЕАЭС требует привести таможенные тарифы республики в соответствие с правилами Союза, а поступления в бюджет от внешнеэкономической деятельности будут зависеть от эффективности функционирования Союза в целом. Вопросы регулирования внешней торговли на союзном уровне переходят в наднациональный орган – Евразийскую экономическую комиссию, а гармонизация внутренних технических регламентов и фитосанитарных стандартов с требованиями, действующими в ЕАЭС, приведет к взаимовыгодному снижению нетарифных барьеров, что является ключом к интенсификации взаимной торговли.

Свою выгоду от участия Узбекистана в ЕАЭС получают и страны-члены Союза. Присоединение Узбекистана к деятельности ЕАЭС позволяет снять внешнеэкономические ограничения и предоставить доступ государствам-членам Союза к емкому потребительскому рынку республики. Нереализованный потенциал экспорта стран–участниц ЕАЭС в Узбекистан оценивается в 1,6 млрд. долл.; самыми перспективными экспортными товарными группами являются продукция машиностроения, черные металлы, пшеница, минеральные продукты, древесина, пластмассы и резина.

Кроме того, интеграция ведет к включению Узбекистана в процесс развития трансъевразийских транспортных коридоров. Республика находится на перекрестке международных транспортных маршрутов Запад – Восток и Север – Юг и имеет возможность стать ключевым звеном в транспортно-логистическом развитии Центральной Азии, в том числе участвуя в инициативе Китая «Один пояс, один путь». Скоординированная работа стран–участниц ЕАЭС и Узбекистана на этом направлении приведет к повышению транспортной связанности региона с активно развивающимися рынками стран Азии (Иран, Турция, Пакистан, Афганистан, Индия).

Важным является и развитие сотрудничества Узбекистана со странами – членами ЕАЭС, а также Таджикистаном в области водно‑энергетического комплекса Центральной Азии. Скоординированная работа стран региона позволит снивелировать в Узбекистане проблемы с энергоснабжением в пиковые периоды, с дефицитом водных ресурсов в сельском хозяйстве и промышленности. Комплексный подход к решению проблем водно‑энергетического комплекса облегчит также доступ республики к источникам финансирования соответствующей инфраструктуры.