14 апреля президент Литвы Гитанас Науседа пообещал Киеву увести из-под носа у России застрявшие в хранилищах 20 млн тонн зерна в порт Клайпеды.

Вильнюс: хлеба, зрелищ, денег – и потанцуем против России

Надуманная проблема продовольственного кризиса появилась после закрытых переговоров в Лондоне

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

14 апреля президент Литвы Гитанас Науседа пообещал Киеву увести из-под носа у России застрявшие в хранилищах 20 млн тонн зерна в порт Клайпеды. Оборот литовских морских ворот упал на 30% из-за потери грузов попавшей под санкции США компании «Беларуськалий», прекращения российского и остановки китайского транзита. Администрация уволила 1/5 часть персонала, перспективы градообразующего предприятия туманны.

Украинское зерно для докеров и компании Lietuvos geležinkeliаi (Литовские железные дороги), из-за сокращения перевозок выставившей за ворота 2000 работников (23% от общего количества), стало бы в краткосрочной перспективе свежей кровью, а в долгосрочной – золотой жилой, «на годы востребованным транспортным коридором», как не без оснований считают экономические советники главы государства.

Они не скрывали: «разруливая» проблему с украинским экспортом, Вильнюс планировал в очередной раз протянуть руку помощи киевской хунте, демонстративно унизить РФ, заработать на железнодорожных перевозках и портовой перевалке.

По инициативе главы государства создали рабочую группу, которой поручили проработать детали транспортного плеча длиною около 1500 км. Эксперты, в том числе глава Минтранса Марюс Скуодис, директор порта Вайдотас Шилейка, выяснили следующее:

– в существующих обстоятельствах перевалить через Литву 20 млн тонн зерна невозможно. По расчётам департамента статистики при Минфине, максимальные перевозки в пользу Украины составят около 1 млн тонн в год. Для увеличения грузопотока «потребуются громадные инвестиции в логистику»;

– портовый терминал сыпучих грузов строился под калийные удобрения и работал с ними на протяжении 10 лет. Инфраструктуру можно приспособить для погрузки зерна лишь к концу 2023 года;

Lietuvos geležinkeliаi не в состоянии обеспечить перевозку 20 млн тонн сыпучего груза. У железнодорожников нет необходимого количества подвижного состава. Хорошо бы приобрести минимум 300 новых вагонов. Нужные производят только в России и Белоруссии. Купить, взять в лизинг или в аренду их невозможно из-за санкций ЕС против РФ и РБ, поддержанных Литвой;

– в порядке эксперимента два железнодорожных состава за 120 часов (12,5 км/час) доставили в Клайпеду соответственно 1400 и 1343 тонн зерна. Для эвакуации до конца 2022 года всего скопившегося на Украине груза потребовалось бы 95 полновесных ж/д составов в сутки, что из области фантастики.

Вывод: «Возможности помочь Украине сильно расходятся с пожеланиями литовских политиков, которые плохо понимают сложности решения поставленной задачи».

Пилюлю подсластил Антанас Шимялис, представлявший в рабочей группе интересы логистиков: «Идея заманчива, но упирается в экономическую целесообразность. В долгосрочной перспективе она привлекательна, поскольку украинский экспорт кукурузы и зерновых в сумме составляет 50 млн тонн, подсолнечного масла – более 50% мирового рынка. Если это всё экспортировать через Клайпеду, есть смысл в глобальных инвестициях. Но кто даст гарантии, что будет именно так?»

Хлеба и зрелищ Литва не увидела. План президента Науседы подлатали, виленские делегаты отправились в коридоры Евросоюза на охоту за деньгами. Задача-максимум – вынудить их на строительство непредусмотренного проектом ответвления Rail Baltica (железнодорожная магистраль Берлин – Варшава – Каунас – Вильнюс – Рига – Таллин европейской колеи с евросистемой управления движением) в Клайпеду, поскольку на фоне украинских событий «выросло понимание геополитического значения трансъевропейского коридора». Согласись Еврокомиссия, Литва сохранила бы интерес Киева к перевалке грузов через Балтийское море, имея в виду, что черноморские порты Украина, видимо, утратит.

Задача-минимум – получить деньги на модернизацию ж/д перегона от польского Августова до литовского Шештокай. Ветку построили в XIX веке, ни разу толком не ремонтировали. Расстояние в 70 километров пассажирские поезда преодолевают за два часа, грузовые – за 5-6, «что недопустимо и преступно с точки зрения военной безопасности Литвы и оборонных возможностей региона». Попутно планировалось клянчить на нужды морского порта, железнодорожников и для помощи беженцам. Увы, ничего не выгорело. Брюссель бросил только кость в виде 500 тыс. евро на поддержку эмигрировавших с Украины. Их в Литве более 50 000. На каждого пришлось по 10 евро, этого хватит на покупку 12 кг картофеля.

Но Вильнюс не был бы Вильнюсом, если б опустил руки. Сначала на Всемирном экономическом форуме в Давосе, затем 30-31 мая в Брюсселе на внеочередной встрече лидеров стран ЕС президент Науседа танцевал против Москвы: «Россия сделала невозможным экспорт зерна из Одессы. Если оно не будет поступать в Северную Африку, это может стать частью мирового продовольственного кризиса».

Надуманная проблема нехватки продовольствия ворвалась в международную повестку после лондонских переговоров за закрытыми дверями глав МИД Великобритании и Литвы Элизабет Трасс и Габриэлюса Ландсбергиса. С благословения премьера Бориса Джонсона литовское внешнеполитическое ведомства повело атаку по двум направлениям одновременно.

А – по формированию «коалиции стран НАТО или стран, которым нужно зерно. Они могли бы предоставить суда и самолёты в Чёрном море и обеспечить безопасный морской путь из порта Одессы в турецкий Босфор». Впервые предложение прозвучало в эфире телеканала Sky News, после чего две недели не сходит со страниц литовской прессы. О готовности России внести вклад в преодоление мирового продовольственного кризиса СМИ не сообщают ничего. Между тем президент РФ Владимир Путин в ходе телефонного разговора с премьером Италии Марио Драги заявил, что ситуация в сфере продовольственной безопасности ухудшилась из-за санкций, введённых США и Евросоюзом, но РФ готова погрузиться в проблему при условии снятия с неё санкций.

В – пропагандистская атака. В кулуарах МИД это звучит так: «Разница в подходах Вильнюса и Москвы огромна. Литва готова помочь Украине и всему миру перед лицом голода, сохранив жёсткую позицию в отношении агрессора. Россия стремится убедить всех, что без её участия никакой глобальный вопрос решить невозможно».

Особых успехов Вильнюс не достиг, но продолжает барахтаться. В частности, категорически не приемлет предложение США «на шесть месяцев приостановить санкций против белорусской калийной отрасли в обмен на обеспечение железнодорожного транзита украинского зерна в порт Клайпеды и морем конечным потребителям». Не по душе Литве позиция главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля с призывали договариваться с Кремлём.

Официальный Вильнюс устраивает только вариант военного давления на РФ в Чёрном море. «Мы должны найти способы разблокирования Одессы», – настаивает министр Ландсбергис.

Ни он, ни Борис Джонсон с Элизабет Трасс, никто в странах Запада не в состоянии толком объяснить, как может украинское зерно «спасти от мирового голода», если планируемые к вывозу его запасы составляют менее 1% количества того, что в течение года требуется человечеству?

Фото: belvpo.com