В связи с введёнными против России санкциями у Запада возникло множество проблем. В их числе нарастающая и стойкая инфляция, стремительно растущие цены на бензин и неуверенность в поставках природного газа на отопительный сезон, до которого осталось всего несколько недель – пишет американский новостной журнал Newsweek.
Эти проблемы вызывают вопросы о силе и долговечности западной поддержки Украины, говорит автор статьи Джален Смол (Jalen Small).
В Европе нарастает политическая неопределённость, последним подтверждением которой является отставка премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, одного из самых стойких европейских сторонников Украины.
Старший научный сотрудник немецкого Фонда Маршалла Брюс Стоукс: «Все, с кем я разговаривал, боятся того, что может произойти в ближайшие несколько месяцев. С высокими ценами на энергоносители и разными экономическими ситуациями в разных европейских странах не станет ли здешняя общественность меньше поддерживать твёрдую позицию, которую мы совместно заняли в отношении России и её спецоперации на Украине?»
Бывший заместитель госсекретаря США и нынешний директор ЦРУ Уильям Бернс считает, что внутренняя неопределённость на Западе высока, граждане теряют доверие к традиционным институтам.
В интервью The Atlantic он сказал: «Все это служит интересам России и Путина. Чем более хаотична и противоречива картина на Западе, тем больше пространства для маневра, по мнению Путина, у него есть и тем менее эффективным, вероятно, будет противодействие Запада российской агрессии».
С начала спецоперации на Украине Запад принял ряд санкций. В первую очередь это коснулось отключения России от платёжной системы SWIFT и прекращения основных экспортных операций. Дополнительно к этому ряд американских и транснациональных компаний прекратили или приостановили свою деятельность в России, закрыв тысячи рабочих мест и сократив производство на миллиарды долларов.
Политики в НАТО ожидали, что «быстро сведут на нет все экономические достижения России за последние 15 лет».
Хотя санкции негативно повлияли на отдельные секторы российской экономики, но на вопрос, были ли они успешными, российский политолог Илья Матвеев сказал американскому общественному радио NPR:
«Путин полон решимости продолжать свою операцию на Украине, и ментально он абсолютно готов к длительному конфликту.. Они не привели к немедленному экономическому коллапсу России, как первоначально прогнозировали некоторые эксперты».
После падения до рекордно низкого уровня в феврале после первого раунда санкций российский рубль в июне восстановился до семилетнего максимума. По данным Bloomberg, в этом году это лучшая валюта в мире.
«Мы не ожидали, что положительное сальдо счёта текущих операций России действительно вырастет, потому что они зарабатывают так много денег на экспорте нефти», – сказал старший советник Госдепартамента США Амос Хохштейн на слушаниях в подкомитете Сената США по сотрудничеству в Европе и региональной безопасности.
Посол России в США Анатолий Антонов в интервью Newsweek предупредил: «Планы задушить нашу страну санкциями не работают. Бездумное введение ограничений против нас только усугубляет ситуацию в экономике США. Таким образом, получается, что в антироссийской лихорадке Вашингтон готов стрелять себе в ногу и танцевать одновременно. Это выглядит абсурдно».
Результаты опроса общественного мнения, проведенного агентством Morning Consult, показывают, что сейчас уже менее половины американцев (47%) поддерживают антироссийские санкции, если они вызывают рост цен на товары внутри страны. Еще меньше американцев, всего 44%, считают, что их страна обязана защищать Украину, хотя президент Байден и пообещал поддерживать Украину столько, сколько потребуется.
Сенатор Крис Кунс, член сенатского комитета по международным отношениям, считает эти изменения в настроениях американцев серьёзной проблемой.
«Меня беспокоит фактор усталости населения в самых разных странах из-за экономических издержек санкций и других неотложных проблем».
Брюс Стоукс из немецкого Фонда Маршалла упорно считает, что санкции против РФ всё-таки когда-то начнут действовать эффективно. Потом. Когда-нибудь. Надо подождать.
«Сейчас, когда Россия явно ужесточает свою военную стратегию на Украине, мы должны рассчитывать на эффект от наших экономических санкций лишь в долгосрочной перспективе», – сказал он.
Понятно, что руководители государств, снабжающих Украину оружием, ждать готовы, как и их советники, и нерядовые сотрудники разных фондов и центров, обслуживающих интересы НАТО. Но вот готовы ли ждать люди?
Соб. корр. ФСК