О кризисных явлениях в российско-армянских отношениях

О кризисных явлениях в российско-армянских отношениях

Борцы с «российской пропагандой» истерично требуют «убрать из армяно-азербайджанского процесса зловещую тень России»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

24 августа пресс-служба Кремля сообщила о состоявшемся по инициативе армянской стороны очередном телефонном разговоре президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Согласно официальной информации, «продолжено обсуждение ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Подтверждена важность последовательной реализации трёхсторонних договорённостей лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года. При этом отмечена роль российского миротворческого контингента в деле обеспечения стабильности в регионе». Кроме того, были «затронуты некоторые актуальные темы дальнейшего развития отношений стратегического партнёрства и союзничества России и Армении».

В этот же день стало известно об отзыве мэрией Еревана выданного ранее разрешения на проведение в центре армянской столицы антироссийского митинга. Выдвинувшихся на площади Свободы активистов под флагами «свободной России» аккуратно отлавливали, не давая им развернуть лозунги в поддержку киевского режима. До недавних пор армянские власти действовали прямо противоположным образом, уделяя пристальное внимание акциям пророссийских активистов (таких, как Мика Бадалян и скоропостижно скончавшийся недавно прямо в зале суда Армен Григорян), но никак не их крикливым «жовто-блакитным» и «бело-сине-белым» оппонентам. Среди временно задержанных 24 августа – некие Юрий Алексеев, на имя которого было выдано первоначальное разрешение на митинг и шествие, и Олег Русаков, активисты ереванского отделения проекта «Ковчег», организованного Ходорковским и его компанией.

Ранее по горячим следам взрыва в торговом центре «Сурмалу» на территории бывшего Ереванского консервного завода в некоторых местных СМИ появились провокационные и начисто бездоказательные утверждения о причастности к ним неких российских структур, что спровоцировало выдержанную в резких тонах ноту посольства РФ в Ереване. Заметим, среди кочующих в республике версий трагического происшествия, помимо нарушений правил техники безопасности, фигурирует и тема бизнес-разборок с упоминанием имени одиозного олигарха Хачатура Сукиасяна (Грзо), одного из спонсоров правящей партии «Гражданский договор». Кроме того, выступая по случаю годовщины принятия 23 августа 1990 года Декларации о независимости, Пашинян позволил себе очередной завуалированный выпад в сторону Москвы: «Независимость для нас – это крепкие союзнические отношения, но союзники не всегда являются только вашими союзниками, но и союзниками тех, кто против вас».

Едва ли для кого-то являются секретом армяно-азербайджанские переговоры, ведущиеся отнюдь не только в рамках трёхсторонней комиссии на уровне вице-премьеров России, Азербайджана и Армении. 19 августа в Брюсселе прошла очередная встреча секретаря Совета  безопасности РА, питомца «гнезда Сороса» Армена Григоряна и помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева. Не исключено, что ими прорабатывались положения некоего мирного соглашения между Баку и Ереваном, без которого, как неоднократно подчёркивали в Анкаре, не может быть полноценного урегулирования армяно-турецких отношений. В контексте конфронтации между Москвой и Брюсселем наличие нескольких конкурирующих переговорных площадок как минимум вносит в региональные процессы дополнительную неопределённость и напряжённость.

Как отмечает политический обозреватель Аршалуйс Мгдесян, власти непризнанного Нагорного Карабаха при посредничестве российских миротворцев и с ведома официального Еревана также «поддерживают определённые связи с руководством Азербайджана». Контакты и переговоры сторон нацелены на решение организационно-технических вопросов (порядок пользования и ремонт коммуникаций, завершившаяся к 25 августа эвакуация нескольких поселений в районе Лачина, осмотр Сарсангского водохранилища и т. д.), однако в нынешней наэлектризованной атмосфере контакты неизменно политизируются. В Нагорном Карабахе призывают Пашиняна, некогда клятвенно заверявшего об отсутствии секретов от народа, раскрыть детали всех договорённостей с Баку, включая устные. В любом случае путаное и противоречивое поведение армянской стороны, периодические попытки переложить ответственность на российских миротворцев, отсутствие внятной информации, манипулирование общественными настроениями, судорожные поиски виновных в собственной некомпетентности и провалах – всё это не может не вызывать ничего, кроме крайнего недоумения.

После «бархатной революции» 2018 года новые власти неоднократно заявляли, что Россия должна принять «новые реалии». Более того, внеся хаос и смуту в переговорный процесс в рамках Минской группы, дезорганизуя армию и спецслужбы, они работали как на слом многолетнего статус-кво, так и на сдачу Нагорного Карабаха по жёсткому варианту. Как полагает профессор МГИМО Андраник Мигранян, «армянские власти проводят свою последовательную антироссийскую линию. Пашинян и его соратники всегда выступали за выдавливание России из Армении, с Южного Кавказа, ориентировались на установление договорных отношений путем уступок по всем вопросам Азербайджану и Турции… Приход русских на последнем этапе 44-дневной войны, сохранение хотя бы части Карабаха, присутствие российских миротворцев стали ударом по интересам и целям Пашиняна и его команды. Ибо их последовательной линией всегда, и до прихода к власти тоже, был отказ от Карабаха, как от обузы, мешающей, как им казалось и кажется, устанавливать дружеские отношения с соседями, привлекать в регион Запад и США и выдавить русских и российскую военную базу из Армении».

Неудачный для России ход СВО на Украине способен привести к образованию вакуума безопасности на Южном Кавказе, которым Азербайджан воспользуется для окончательного решения карабахской проблемы – таково мнение многих армянских и зарубежных наблюдателей. Пока такой сценарий выглядит маловероятным, и значение России как ключевого гаранта безопасности небольшой кавказской республики за последние два года не уменьшилось. В частности, из четырёх участков внешних границ Армении лишь наиболее спокойный, грузинский, участок охраняется пограничными войсками республики; если до 2020 года граница с Азербайджаном прикрывалась армянской армией, то сегодня и в этом направлении (Тавуш, Гегаруник, Ввйоцдзор, Сюник) выдвигаются российские пограничные посты. В то же время заигрывания определённых кругов Армении с Западом объективно способствуют превращению республики (в частности, её приграничных районов) в «серую зону», благодатную для провокаций.

Можно предположить, что до некоторой степени именно по такому сценарию развивались события в начале августа, когда Баку, обвинив армянскую сторону в гибели азербайджанского военнослужащего, объявил о начале операции «Возмездие», взяв под контроль высоты Сарыбаба и Буздух в Лачинском и Кельбаджарском (Бердзор и Карвачар) районах. После прекращения столкновений Баку в ультимативной форме потребовал от Еревана завершения процесса вывода из Карабаха военнослужащих армянской армии, а также разоружения «незаконных вооруженных формирований» на территории края. Пашинян фактически с этим соглашается, утверждая, что «в случае гарантий со стороны Баку Армия обороны Арцаха может не осуществлять боевое дежурство», одновременно обвиняя Москву в бездействии: «События последних дней вызывают в армянском обществе вопросы о содержании и сущности миротворческой миссии в Нагорном Карабахе».

Творчески развивая тезисы «варчапета», патентованные борцы с «российской пропагандой» истерично требуют «убрать из армяно-азербайджанского процесса зловещую тень России». Согласно их логике, «наши кризисы с нашим соседом Азербайджаном… срежиссированы, инсценированы, вдохновлены и руководствуются именно Россией», якобы являющейся в этих кризисах «главным выгодополучателем». В качестве путей выхода из сложившейся ситуации, в частности, предлагаются:

– приостановка (вплоть до выхода) членства Армении в ОДКБ;

– начало переговоров с Западом в надежде на перевооружение армянской армии западным оружием вместо «неэффективного» российского;

– денонсация соглашений о совместных российско-армянских группировках;

– ужесточение правил для российских военных объектов, включая запрет на несение службы за пределами военных городков;

– интенсификация переговоров с Турцией и Азербайджаном на «тбилисской» и «брюссельской» переговорных площадках;

– диверсификация экономических связей, включая прекращение импорта российской продукции;

– реформа спецслужб и правоохранительных органов на западный манер и т. д.

Активное навязывание армянским гражданам таких умонастроений неизбежно приведёт к усугублению кризисных явлений в российско-армянских отношениях.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться