header
Российский лидер в режиме видеоконференции принял участие в церемонии поднятия российского флага на новом ледоколе «Урал» и дал старт спуску на воду другого аналогичного корабля – ледокола «Якутия».
"135514"
Размер шрифта:
| 30.11.2022 Мнение эксперта 
1574
4.8
5
1
10
Оцените публикацию: 1 2 3 4 5 4.8
logo

Атомоходы «Урал» и «Якутия» в российской Арктике

Россия укрепляет свое присутствие за Полярным кругом

Сегодня мир пребывает в состоянии постоянной тревоги. В Восточной Европе проходит специальная военная операция России. В другой точке земного шара, на Тихом океане, назревает конфликт между Китаем и США из-за Тайваня. Есть еще один регион планеты, таящий потенциальную опасность столкновения – Арктика. Там Россия соперничает со многими странами, но главный её конкурент – США.

Президент Байден утвердил рассчитанную на 10 лет «Национальную стратегию США для Арктического региона». Согласно этому документу, Вашингтон намерен усилить свое влияние в связи с «растущей стратегической конкуренцией в Арктике, усугубленной неспровоцированной войной на Украине и активными усилиями КНР по укреплению влияния в регионе». Содействовать Соединённым Штатам должны их союзники – Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция.

Уместно напомнить, что Россия гораздо раньше, в октябре 2020 года, приняла «Стратегию развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года». Она базируется на «Основных принципах арктической политики». Согласно этому документу, в Арктической зоне РФ должны быть построены новые и модернизированы старые автомобильные и железнодорожные дороги. Пройдут реконструкции морских портов, аэропортов, расширятся маршрутные сети. Но это лишь «эскиз» широкого арктического полотна будущего, которое предполагает огромные изменения.

Повлияет ли на эти планы специальная военная операция РФ в Украине? Руководство США, видимо, ответило на этот вопрос утвердительно, решив, что Россия из-за больших финансовых затрат не сможет проявлять прежнюю активность в Арктике. Однако несколько дней назад президент РФ Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что планы Москвы расширить и укрепить положение в Арктическом регионе не претерпели изменений.

Российский лидер в режиме видеоконференции принял участие в церемонии поднятия российского флага на новом ледоколе «Урал» и дал старт спуску на воду другого аналогичного корабля – ледокола «Якутия». Новые атомоходы относятся к проекту 22220, в рамках которого создаются самые большие и мощные ледокольные суда в мире. Их главная задача – обеспечить круглогодичную навигацию в Западном районе Арктики.

Сейчас ледокольный флот России состоит из четырех десятков кораблей. У США же их всего… два, из которых лишь один, Polar Star, способен прорубать многометровые арктические льды. 

По словам Путина, «Урал» приступит к выполнению своих задач в декабре сего года, а «Якутия» войдет в состав флота в конце 2024 года. Сдача в эксплуатацию еще одного ледокола этой же серии («Чукотка») намечена на 2026 год. Кроме того, в 2027 году на судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке должно завершиться строительство сверхмощного атомного ледокола «Россия».

Подобных судов в мире не существует. 

Сильный флот, удобная позиция для размещения систем ПРО и старта баллистических ракет, развернутые системы мониторинга обстановки на воде… Перефразируя Пушкина, можно сказать: «Отсель грозить мы будем НАТО».

Американцы беспокоятся. Недавно издание 19FortyFive сообщило, что Россия расширяет военную базу в Нагурском, на северной оконечности архипелага Земли Франца-Иосифа. Когда-то здесь была метеостанция коммуникационного форпоста между материковой частью Евразии и Северным полюсом.

«Российские подразделения продолжают тренироваться в условиях сильного холода, и даже российские ВКС проводят операции со своими реактивными истребителями дальнего действия МиГ-31. Это действительно расширяет возможности «всепогодных» самолетов, которые сейчас патрулируют небо», – пишет автор статьи.

По его словам, Россия продолжает разрабатывать технику, которая способна дать отпор в случае боевого столкновения, а российские инженеры модернизируют бронетанковые машины и другие военные автомобили. По мнению обозревателя, на военном объекте могут появиться такие боевые машины, как «Армата», «Курганец-25», «Бумеранг».

Публикацию в 19FortyFive прокомментировал политолог Александр Перенджиев: «Россия снова выставляется плохой, потому что готовится к защите своих арктических границ. И здесь нет ничего нового. Когда к нашим границам приблизилась НАТО, нас обвинили в том, что мы слишком агрессивно их защищаем. Нечто похожее сейчас происходит и с Арктикой. Там нет Украины, но там есть США и их приарктические государства-союзники».

Тем временем США сами пытаются увеличить своё присутствие в Арктике, причем даже за счёт российских территорий. «Остров, расположенный в восьми часовых поясах к востоку от Москвы и являющийся домом для некоторых из величайших природных чудес Земли, принадлежит США» – с таким заявлением выступила недавно американская газета The Wall Street Journal, призвавшая американские власти «забрать» территорию у России.

Речь идет об Острове Врангеля в Северном Ледовитом океане. Там расположена российская военная база «Полярная звезда».

Статью иначе как возмутительной не назовешь: в ней содержится призыв аннексировать территорию, над которой без малого 100 лет назад, в августе 1924 года, взвился флаг СССР. Его подняли члены экспедиции, прибывшей на канонерской лодке «Красный Октябрь». Сейчас этот остров, названный в честь российского мореплавателя и государственного деятеля XIX века Фердинанда Врангеля, по праву принадлежит России.

Территория Арктики привлекает не только своим стратегическим положением. Важную роль играют и другие факторы. О них напомнил политолог, член экспертного клуба «Дигория» Илья Гераскин: «Серьёзный углеводородный потенциал этого региона имеет особую значимость в условиях сокращения мировых запасов сырья. Здесь также находятся значительные запасы биоресурсов и почти пятая часть мировых запасов пресной воды. Кроме того, Арктика имеет важнейшее транзитное значение. Через нее проходят кратчайшие трансконтинентальные морские и воздушные маршруты. В частности, Северный морской путь в ближайшем будущем станет одним из важнейших логистических направлений в перевозке грузов с Тихого океана в Атлантику».

Арктика – это ещё и богатые, ранее не использовавшиеся возможности для развития туризма. Такое великолепие невозможно сыскать нигде в мире. И потому желающих, а их немало, отправиться в путешествие по ослепительно красивым территориям русской Арктики, ждут незабываемые впечатления.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.