Зангезурский медно-молибденовый комбинат

Великобритания готовит передел ресурсов в Закавказье

Кто добивается блокады Лачинского коридора и дискредитации российских миротворцев в Нагорном Карабахе

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

22 декабря, выступая в ходе очередного заседания правительства Армении, премьер-министр Никол Пашинян подверг критике российских миротворцев в Нагорном Карабахе за то, что они якобы не выполняют свои функции по контролю и предотвращению незаконных действий в Лачинском коридоре – на единственной дороге, соединяющей Армению и непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику. По мнению варчапета, в Нагорный Карабах и в Лачинский коридор, административно-территориальную принадлежность которых Азербайджану в Ереване вроде бы не оспаривают, необходимо пригласить миссию по сбору фактов ООН или ОБСЕ. Запланированная на 23 декабря в Москве встреча министров иностранных дел России, Азербайджана и Армении отменена. Между тем 16 декабря в Ереване гостил удостоившийся аудиенции tet-a-tet у Пашиняна глава британской разведки MI-6 Ричард Мур, известный своими тесными связями в Турции. Готовил эту встречу в Лондоне тремя днями ранее секретарь Совета Безопасности РА Армен Григорян.

В Москве выступают за прекращение блокады Лачинского коридора и за урегулирование разногласий по вопросу разработки рудных месторождений региона. Министерство обороны России и командование Российского миротворческого контингента продолжают работать над деэскалацией обстановки: «Благодаря их усилиям, с 16 декабря возобновлена подача газа, восстановлено движение автотранспорта гуманитарного назначения, включая машины "Скорой помощи". Мы рассчитываем на разрешение ситуации в ближайшее время. Мы призываем стороны строго придерживаться взятых на себя обязательств в соответствии с заявлениями лидеров», – сообщила Мария Захарова. Напомним, с начала декабря на дороге Горис – Степанакерт в районе города Шуши азербайджанские «экологические активисты» протестуют против незаконной, по их мнению, разработки рудных месторождений в Мардакертском районе, в пределах зоны ответственности российских миротворцев.

Среди «экологов», периодически пытающихся провоцировать российских военнослужащих, пользователи социальных сетей идентифицировали некоторых сотрудников силовых структур Азербайджана. Одновременно занимающаяся добычей в прикаспийской республике золота, серебра и меди компания с британской пропиской Anglo Asian Mining разослала в ведущие международные организации и государства очередное письмо с требованием прекратить «незаконную эксплуатацию» месторождений Гызылбулаг (армянское название Дрмбон) и Демирли (Кашен). Помимо поддержки в восстановлении законных прав бизнеса, британцы настаивают на обеспечении безопасного доступа своих сотрудников к месторождениям и прилегающим территориям в Карабахе. В начале июля 2022 года парламент Азербайджана утвердил изменения в соглашение о распределении долей добычи с Anglo Asian Mining, предоставив ей три дополнительные концессии общей площадью 882 кв. км, включая месторождения в Карабахе. Сообщается, что среди учредителей компании, уроженец Ирана тюркского происхождения Реза Вазири, тесно связанный с семьёй Алиевых. Один из акционеров – небезызвестный Джон Сунуну, бывший глава администрации Джорджа Буша-старшего. Помимо серьёзных активов в Азербайджане и Центральной Азии, интересы Anglo Asian Mining и её дочерних структур затрагивают, кстати, крупнейшие в мире неосвоенные медно-молибденовые месторождения в Северной и Южной Америке.

Дж. Сунуну и Ильхам Алиев

Дж. Сунуну и Ильхам Алиев

Помимо постепенной переориентации транспортных и экономических связей Нагорного Карабаха, в Баку выступают с требованием открытия сквозного железнодорожного и автомобильного сообщения между основной территорией Азербайджана и Нахичеванской автономной республикой через Сюникский марз (область) Армении. На днях стало известно об отставке главы меджлиса Нахичевани Васифа Талыбова, занимавшего свой пост аж с 1995 года. Высказывается предположение, что автономный статус эксклава будет ликвидирован с назначением специального представителя из Баку, что связано в том числе и с резким обострением ирано-азербайджанских отношений. Нацеленность на Сюник (Зангезурский коридор) в немалой степени обусловлена также стремлением Азербайджана, Турции и стоящей за ними Великобритании к военно-политическому и экономическому доминированию на Южном Кавказе. Однако пока сохраняется хотя бы небольшой неподконтрольный Баку участок армяно-иранской границы по Араксу, достичь этого вряд ли возможно.

В результате сентябрьской эскалации на армяно-азербайджанской границе мишенью оказались сёла Неркин Ханд и Срашен: дома жителей, пастбища, пашни, дорога, заявил директор специализированного фонда, бывший защитник прав человека Армении Арман Татоян. Указанные поселения расположены в направлении крупных центров цветной металлургии ещё Армянской ССР – Капанского и Кадажаранского горно-обогатительных комбинатов, дававших к середине 1980-х годов почти 15% общесоюзного производства продукции цветной металлургии. Поблизости от этих двух предприятий сосредоточены значительные запасы высококачественных руд кобальта, ванадия, молибдена, висмута, меди, редкоземельных металлов; совокупная доля этих запасов на юге Армении составляла в 1930-х – 1980-х гг. около 20% общесоюзного реестра. Примечательно, что 40-километровую железнодорожную ветку провели от Кафана не к Мегри на юге Армении, а к Миндживану на линии Ереван – Нахичевань – Джульфа – Мегри – Горадиз – Имишли – Баку по границам Советского Закавказья с Турцией и Ираном. Как и станция Мегри, линия Капан – Миндживан управлялась Азербайджанскими железными дорогами. Таким образом, горнодобывающие предприятия Армянской СССР и сопутствующие рудные месторождения цветных металлов были «привязаны» к железнодорожной сети Азербайджана.

В 1960-х годах группой советских экспертов под руководством главы отделения экономики АН СССР академика Тиграна Хачатурова был предложен проект дополнительной железнодорожной ветки из Нахичевани в «материковый» Азербайджан через Сюник и Нагорно-Карабахскую автономную область. Несмотря на предварительное одобрение проекта Госпланом и Министерством путей сообщения СССР, в Баку опасались усиления экономической «связности» НКАО и Армении, а в Ереване – наоборот, растущего азербайджанского присутствия в сельских районах республики. В конечном итоге решили ограничиться дорогой по берегу Аракса и действовавшей автомобильной дорогой из Азербайджана в Нахичеван через Нагорный Карабах и северный Сюник. Под руководством Т. Хачатурова группа  экономистов обеих республик предлагала тот же проект в  1988 году  — снова безрезультатно по тем же  причинам. (1)

Карта: Ильгар Велизаде

В позднесоветский период, по мере обострения отношений между соседними республиками, пассажирское и грузовое сообщение здесь прекращается. В начале 1990-х годов рельсы и шпалы от Горадиза до Ордубада разбираются, дороги закрываются. Экспортные потоки руды Капанского и Каджаранского комбинатов переориентируются на автомобильный транспорт, а вокруг самих предприятий, их номинальных и вероятных реальных собственников то и дело закипают нешуточные страсти. Оставаясь крупнейшим налогоплательщиком республики, за 9 месяцев 2022 года Зангезурский медно-молибденовый комбинат выплатил в госбюджет почти 325 миллионов долларов – почти в три раза больше, чем за аналогичные периоды предыдущих лет. Недавним решением правительства управление принадлежащими правительству акциями комбината передано от специализированного «Фонда государственных интересов» Комитету по управлению государственным имуществом Армении.

Не исключено, что дальнейшее нагнетание конфликта и вероятное повторение рецидивов приграничной эскалации, подобных «горячему сентябрю» 2022 года, может привести к появлению азербайджанских позиций в непосредственной близости от ведущих предприятий армянской горно-добычи и на критически важных для них коммуникациях. В этой ситуации, вероятно, действующей армянской власти будет сделано не предполагающее отказа предложение, на которое уже работают тесно связанные с Западом ключевые функционеры этой власти.

Несмотря на понятное отсутствие точной информации о вопросах, обсуждавшихся Ричардом Муром в Ереване, «нынешняя риторика свидетельствует о кулуарной договоренности между Арменией и Великобританией по совместному противодействию России в обмен на какие-то преференции для администрации Пашиняна», предполагает телеграм-канал «Рыбарь»,.

Вполне оформившаяся политика выдавливания России с Кавказа руками турок и азербайджанцев, к которым подключаются и армянские власти, в немалой степени обусловленная затягиванием СВО, направлена на окончательную дискредитацию России как гаранта региональной безопасности.

Ричард Мур и Никол Пашинян

Ричард Мур и Никол Пашинян

Целенаправленная работа британских проектировщиков на Кавказе, манипулирование взращёнными за десятилетия «независимости» местными элитами, преимущественный контроль над информационным полем – всё это ведёт к очередному переделу  ресурсов и, вероятно, территории отнюдь не в пользу Армении.

До некоторой степени воспроизводится статус-кво столетней давности, однако в 1920-21 гг. на Кавказ пришла 11-я Красная армия, что позволило местным советским республикам подписать Договор об образовании СССР, открывший в их истории новую эру. Сегодня кавказский «пазл» собирается в принципиально иной, британо-турецкой геополитической конфигурации…

Заглавное фото: Зангезурский медно-молибденовый комбинат

Примечание

(1) Это давний проект: ещё в 1942 году, когда точнее ирако-иранский коридор стал одним из основных маршрутов поставок в СССР союзнических грузов,  планировалось продление железной дороги Евлах - Агдам до Степанакерта, затем к Лачину и далее  через Сюник - в Джульфу, т.е. к стыковочной иранской станции Джульфа-Иранская, дабы у трансиранского маршрута был дополнительный  выход в Закавказье и далее в тыловые регионы СССР.  Проект должен был реализовываться в 1942-43 гг., но в конечном итоге предпочли построить прифронтовую стальную магистраль по западному побережью Каспия по линии Кизляр - Артезиан - Аксарайск - Астрахань.