По следам «саммита за демократию»

По следам «саммита за демократию»

Торжество демократии в Ираке

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

С 28 по 30 марта в США прошел «саммит за демократию», организованный по инициативе американской администрации. На мероприятие были приглашены представители 121 страны, которые, по мнению Белого дома, отвечают критериям «демократических».

Выступая перед отобранными, Джо Байден отметил, что «демократия является тяжелой работой», и обьявил о намерении выделить не менее 690 млн долларов «на защиту демократии, свободных выборов и СМИ». Сумма присутствующих не впечатлила, особенно на фоне помощи, оказываемой «демократической Украине», а потому за итоговую резолюцию голосовало чуть больше половины приглашенных. Из поддержавших документ 13 государств его подписали с оговорками и несогласием с отдельными пунктами. В частности, Ереван выразил недовольство тем, что в итоговой декларации был сделан акцент на российской спецоперации и не был упомянут армяно-азербайджанский конфликт. Звучали и более радикальные замечания: на каком основании к разряду демократических отнесены Израиль, Ирак и некоторые другие?

В США подобные речи никого не смутили. По настоянию Д. Байдена по видеоконференции выступил премьер-министр Ирака Мухаммед ас-Судани, который, не краснея, заверил: «Наше правительство стремится продвигать свободу мнений и их свободное выражение в соответствии с законом и стремится обеспечить подходящие условия для проведения провинциальных выборов, запланированных на этот год».

Провинциальные выборы в Ираке намечены на 6 ноября, но сомнительно, что они состоятся в назначенный день. В Ираке вообще крайне сложно что-то прогнозировать, а тем более утверждать наверняка – страна многие месяцы существовала вообще без законодательных и исполнительных органов власти. По мнению некоторых специалистов, это является венцом демократии. Из 320 мест в законодательных собраниях христианам отведено пять мандатов, а мандеям, курдам-файли, езидам и другим меньшинствам – по одному. Голоса будут подсчитываться как в электронном, так и в ручном режиме, что должно обеспечить абсолютное торжество демократии.

В своём выступлении глава иракского правительства признал многочисленные трудности, которые стоят на пути утверждения демократических принципов. Однако не стал говорить об оккупации страны и уничтожении ее промышленности, как не стал развивать тему терроризма, упомянул лишь сектантство и коррупцию. В списке Индекса восприятия коррупции Transparency International, опубликованном 6 февраля, Ирак занимает 157-е место из 180 стран мира, где проводились исследования. А это значит, что есть еще над чем работать по дальнейшему продвижению демократических принципов.

Одним из признаков настоящей демократии является отсутствие госбюджета. Весь 2022 год Ирак прожил без оного, и только в конце марта парламент страны приступил к изучению законопроекта о федеральном бюджете. Поскольку это не первый раз, когда в новом демократическом Ираке деньги из казны исчезают ещё до того, как законодатели успевают утвердить расходы, в этот раз предусмотрено принять бюджет сразу на 2023-2025 годы.

Основным источником финансовых поступлений в бюджет являются доходы от продажи нефти. В настоящее время страна ежемесячно экспортирует чуть более 100 млн баррелей, выручка от продажи – около $8 млрд в месяц. Проект бюджета, уже одобренный Кабинетом министров, составляет 200 триллионов динаров. Доходная часть – немногим более 134,5 трлн динаров (около $92 млрд), расходная – почти 199 трлн динаров (примерно $137 млрд). Общий дефицит госбюджета Ирака на 2023 год оценивается приблизительно в 64,5 трлн динаров (примерно $45 млрд). В проекте указывается, что «расчёт предполагаемых доходов от экспорта нефти основан на средней цене [на мировом рынке] в $70 за баррель». Отмечается, что экспорт нефти к концу 2023 года должен составить 3,6 млн баррелей в сутки, однако также неточно в связи с обьявленным сокращением уровня добычи в соответствии с решением ОПЕК.

Показательно, что курдскому региону выделено 12,67 процента от федерального бюджета. На тему отношений между Эрбилем и Багдадом написаны тонны статей и монографий, диссертаций и прочих трактатов. И нельзя не признать – автономия остаётся в составе Иракской Республики лишь де-юре. Осознают это и федеральные власти, но продолжают настаивать, что законы страны должны превалировать над законами автономии. 5 февраля 2022 года Федеральный суд Ирака признал неконституционным региональный закон Курдистана о нефти и газе, позволяющий автономии экспортировать черное золото на внешние рынки в обход центральных властей.

Ещё в 2014 году Багдад обратился в Международный арбитражный суд с иском против Турции. Все исковые пункты основаны на соглашении 1973 г., согласно которому турецкое правительство должно выполнять условия иракской стороны «относительно перемещения нефти, экспортируемой из Ирака, ко всем центрам хранения, перевалки и конечным потребителям». В 2018 году был подан ещё один иск, в котором Ирак обвинял Турцию в том, что она разрешила курдской администрации экспортировать нефть через турецкий порт Джейхан по введенному в строй в 2007 году трубопроводу Киркук – Джейхан.

В марте 2023 года арбитражный суд (дело рассматривалось в Париже) постановил, что Турция нарушила соглашение, содействуя трубопроводным потокам нефти регионального правительства Курдистана. Более того, Турции запретили погрузку в портах добытой в Курдистане нефти без согласия федеральных властей Ирака. Запрет вступил в силу с 25 марта и не мог не вызвать последствий. Багдад полагает, что проблема может быть решена при условии, что вся нефть должна экспортироваться исключительно через государственную компанию SOMA (State Oil Marketing Organization), а региональное правительство обязано передать добычу нефти на месторождениях Курдистана под контроль Багдада.

Премьер Мухаммед ас-Судани заявил, что центральное правительство надеется в ближайшее время достичь соглашения с региональными властями Курдского автономного района по вопросу экспорта нефти. По его словам, было принято решение о размещении доходов региона от нефти на банковский счет, подконтрольный главе федерального правительства и премьер-министру Иракского Курдистана. Однако те, кто знаком с историей диспута между Багдадом и Эрбилем, не излучают оптимизма в отношении быстрого возобновления экспорта «курдской» нефти. Норвежская нефтегазовая компания DNO ASA прекратила работу на двух месторождениях – Peshkabir, где компании принадлежит 75%, и Tawke (64%). В 2022 г. объем добычи на обоих месторождениях составляли 107 тыс. барр./сутки, это четверть от общего объема экспорта Курдистана.

В Эрбиле считают решение арбитража не поражением, а лишь временными трудностями – там уверены, что демократия приносит плоды. Еще в 2014 году в Эрбиле обьявили муниципальное образование Халабджа четвёртой провинцией курдского региона Ирака с назначением губернатора и т. д. По сути, это прямое нарушение Конституции страны и выход далеко за пределы полномочий. И вот 13 марта федеральное правительство издало указ о признании курдского района Халабджа 19-й провинцией Ирака.

Глава МИД Ирака Фуад Хусейн на пресс-конференции в Брюсселе (там проводился совет по сотрудничеству с Евросоюзом) заявил: «Ирак, который уже является нефтедобывающей страной, станет и газодобывающей. Мы инвестируем в газовые месторождения, чтобы использовать газ на внутреннем рынке, а в будущем мы рассчитываем экспортировать газ в другие страны, в том числе в Европу». При этом нефть Ирак в ЕС уже экспортирует и рассчитывает нарастить поставки этого энергоносителя в Евросоюз на фоне сокращения импорта нефти из России.

Кстати, о России. Ирак не входит в список недружественных стран, который составлен в Москве. В начале февраля в Багдаде побывал С. Лавров, и, как выясняется, одним из затронутых вопросов в переговорах с иракскими друзьями была тема разрешения пролётов самолётов через воздушное пространство Ирака в Сирию. Пролёты были запрещены после начала СВО, что крайне осложнило для РФ не только обеспечение группировки в Сирии, но даже ротацию персонала. Ответа от иракской стороны не поступало. В 2015 году в Багдаде был создан четырёхсторонний военно-информационный центр с участием представителей МО Ирака, Ирана, РФ и Сирии. Задачей был обмен информацией по противодействию деятельности террористических группировок в Ираке и Сирии, но работа центра была сведена к формальным встречам – США запретили Багдаду делиться любой информацией, касающейся деятельности и перемещений американских военных в Сирии и Ираке. Ибо демократия!

Заглавное фото: REUTERS/Larry Downing

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться