О ложной стратегии AUKUS

О ложной стратегии AUKUS

«Пекин будет стремиться воспользоваться политической пустотой Вашингтона»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

15 сентября 2021 года США, Великобритания и Австралия объявили о создании нового военного блока AUKUS. На совместной пресс-конференции лидеры трех государств назвали задачами AUKUS укрепление безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском (Азиатско-Тихоокеанском) регионе, совместный ответ на вызовы безопасности, повышение оборонного потенциала Австралии. Они также указали на сложную стратегическую обстановку в регионе, рост нестабильности и появление новых угроз.

Новый англосаксонский военный союз на самом деле создан в целях восстановления американского глобального влияния, что положило начало общемировому сдвигу в системе международной безопасности.

Создание чисто англосаксонского военного альянса негативно встретили в Европе. 20 сентября того же 2021 года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила: «Есть много открытых вопросов, на которые необходимо дать ответ. С одной из наших стран-членов поступили неприемлемо».

Францию ударили «ножом в спину»

Британцы и австралийцы выступают в AUKUS в роли статистов или в лучшем случае игроков второго плана, а французы были выброшены из консолидированной системы безопасности НАТО. Тем самым миф о сохранении единства «евроатлантического сообщества» на любом из фронтов рассеян.

В тот же день, 15 сентября, Франция получила еще один удар «ножом в спину», как заявил министр иностранных дел Пятой республики Жан-Ив Ле Дриан: Австралия без предварительного уведомления аннулировала французско-австралийскую сделку на поставку атомных подводных лодок на сумму в 56 миллиардов евро (90 миллиардов австралийских долларов) и сократила масштабы стратегического партнёрства с Францией. 17 сентября Франция в знак протеста отозвала для консультаций своих послов из Канберры и Вашингтона.

Французский ВПК обозначил своё расхождение с Великобританией и США и нанес ответный удар.

«Визит Бориса Джонсона в Киев для встречи с Владимиром Зеленским подтверждает место Лондона в качестве первого союзника Украины. Элитные подразделения SAS присутствовали на Украине с начала войны, как и американские подразделения Delta», – сообщила 10 апреля 2022 года газета Figaro, принадлежащая французскому аэрокосмическому концерну Dassault Group, ссылаясь на источник во французской разведке.

В феврале 2022 года Франция заключила крупный военный контракт с Индонезией, которая закупит 42 истребителя Dassault Rafale в рамках серии контрактов, включающих разработку подводных лодок типа Scorpene, закупку спутников и производство боеприпасов. По словам тесно связанной с Dassault министра обороны Франции Флоранс Парли, этот заказ сделает Индонезию вторым государством в Индо-Тихоокеанском регионе после Индии, полагающимся на истребители Dassault Aviation. Индонезия, которая до недавнего времени занимала второе место после Сингапура, стала крупнейшим клиентом Франции по военным закупкам в Юго-Восточной Азии.

Эти контракты означают, что англосаксонский триумвират потерял потенциального союзника в своих планах геополитического окружения Китая. В последующем, однако, Франция пошла на мировую с Австралией, начав новые переговоры о военно-техническом сотрудничестве.

AUKUS vs ASEAN

Страны ASEAN давно сформировали свою политику по отношению к Китаю и США: получать экономическую выгоду от отношений с Китаем и военно-политическую – от сотрудничества с Америкой.

AUKUS, а также четырехсторонний диалог по безопасности США, Японии, Индии и Австралии (QUAD) подрывают этот статус-кво, так как размывают значимость многосторонних институтов на базе ASEAN.

Страны АСЕАН не смогли сформулировать единую позицию относительно AUKUS. Малайзия и Индонезия выступили против англосаксонского блока, выразив обеспокоенность тем, что AUKUS может провоцировать другие страны на более агрессивное поведение, особенно в Южно-Китайском море. Об этом в октябре 2021 года заявил на пресс-конференции в Джакарте министр иностранных дел Малайзии Сайфуддин Абдулла по итогам переговоров с индонезийской коллегой Ретно Марсуди.

«Мы выразили единую позицию по поводу того, что одно из государств региона приобретает атомные подлодки, – цитирует Сайфутдина агентство Рейтер. – Несмотря на то что эта страна не обладает возможностями по наличию ядерного оружия, все это вызывает озабоченность и обеспокоенность».

«Малайзия, как член АСЕАН, придерживается принципа сохранения Южно-Китайского моря в качестве зоны мира, свободы и нейтралитета», – заявили в Куала-Лумпуре, призвав все стороны, прямо или косвенно участвующие в договоре, воздерживаться от провокационных действий.

Сингапур и Филиппины поддержали создание AUKUS. Министр иностранных дел Филиппин Теодоро Локсин заявил, что AUKUS «будет способствовать скорее восстановлению и поддержанию баланса, чем дестабилизации». «У Сингапура нет опасений относительно нового формата в сфере безопасности AUKUS – в стране рассчитывают на конструктивную роль этого механизма в регионе», – заявил глава МИД республики Вивиан Балакришнан. Правда, позднее он уточнил: «Мы не хотим становиться ареной опосредованных состязаний или даже конфликтов».

Страны АСЕАН стараются избежать втягивания в противостояние Соединённых Штатов и Китая и начинают диверсифицировать свою внешнюю политику. Так, в декабре 2021 года состоялись первые в истории военно-морские учения Индонезии и России.

А 12–13 мая 2022 года в Вашингтоне прошёл саммит ASEAN – США, который обернулся для Госдепа очевидным провалом. В мировых СМИ эту встречу на высшем уровне сразу назвали «саммитом упущенных возможностей». Причем виновата в этом администрация Байдена, что признают и американские аналитики.

«На экономическом фронте официальные лица Белого дома отвергли призывы лидеров АСЕАН к расширению доступа на рынок США. Это пренебрежение согласуется с мораторием Байдена на любые новые торговые сделки, даже те, которые потенциально могут помочь странам АСЕАН снизить свою зависимость от Китая. По завершении саммита Белый дом объявил о планах предоставить странам АСЕАН 150 миллионов долларов на инфраструктуру, безопасность и помощь в связи с пандемией. К сожалению, скудный вклад Вашингтона меркнет по сравнению с 1,5 миллиардами долларов помощи в целях развития, которую Китай пообещал странам АСЕАН осенью прошлого года.

В дальнейшем незаинтересованность Байдена в проведении регулярных обменов между лидерами со своими коллегами из АСЕАН, а также отказ Белого дома рассматривать более активную региональную торговую программу будут серьезно препятствовать Индо-Тихоокеанской стратегии администрации .

Пекин будет стремиться воспользоваться политической пустотой Вашингтона для расширения своих экономических, политических и связанных с безопасностью обязательств по всему региону с прицелом на дальнейшее ослабление влияния Вашингтона», пишет заместитель директора китайской программы Фонда защиты демократий (FDD) Крэйг Синглтон.

(Окончание следует)