Вооруженные силы США в очередной раз объявлены лучшими в мире.
Впрочем, перепечатку данного рейтинга трудно воспринимать иначе как шутку с учетом того, что сообщается про его составителя: «Global Firepower (GFP) – рейтинг совокупной военной мощи каждой из стран мира. Рейтинг составлен американским блогером Дэниелом Пучеком. Для расчёта рейтинга каждой из стран Пучек использует определённую формулу, суть и подробности которой не сообщаются. Рейтинг не утверждён и не проверен никем из экспертов, учёных, военных или властями какой-либо из стран…»
Однако дело в другом. Странно слышать про то, что американская армия, которая недавно бежала из Афганистана, не сумев справиться с талибами, по-прежнему ходит в лучших в мире! Не говоря уже о том, что эта армия вообще не имеет опыта современной европейской войны, которая идет сейчас на Украине. Это, кстати, одна из главных причин, по которой ВС США не рискуют участвовать в войне «самолично».
Даже ВСУ можно поставить выше этого американского недоразумения, потому что там в отличие от заокеанских заочников за полтора года хоть чему-то научились.
На таком фоне несмолкаемая болтовня «военных экспертов», про «передовой натовский опыт» которым успешно овладевает украинская армия, начинает утомлять. Начисто игнорируется тот факт, что натовские бегуны на длинные дистанции из Афганистана только на то и способны, что обучить тому же подчинённых.
Однако ссылки на «передовой натовский опыт» продолжают мозолить глаза: «Украинские военные используют комбинированную тактику ведения боевых действий на Запорожском направлении, в которой заметна как «советская школа», так и методы НАТО… Кроме того, украинские военные стали часто использовать мобильные группы на пикапах, однако из-за особенностей рельефа местности их задачи усложняются».
Какая такая «тактика НАТО», если натовцы понятия не имеют, что такое полномасштабная современная война? Или они на компьютерах этому научились?
Оказывается, что «тактика НАТО» – это использование гражданских пикапов вместо ставшей дефицитной в ВСУ бронетехники. Между тем эти пикапы и прочие военизированные мотодрандулеты абсолютно не пригодны к полноценным боевым действиям на Украине. В ходе недавних бандитских наскоков киевских боевиков на российское пограничье легендарные американские «Хаммеры» показали себя, мягко говоря, не лучшим образом, безнадежно застревая в любой ямке из-за «особенностей рельефа местности».
Использование пикапов вместо отсутствующих танков – это не столько «тактика НАТО», сколько тактика талибов, с которыми НАТО безуспешно пыталась воевать. И правильно было бы написать, что ВСУ используют передовую тактику афганских душманов. Киевскому войску остается сделать следующий шаг и применить еще более перспективное решение в виде тачанок времен гражданской войны в России.
Впрочем, специфический натовский «боевой опыт» нездешних войн дает о себе знать на Украине и куда более печальным образом.
В свое время армии НАТО начали переходить на колесную бронетехнику. На рубеже тысячелетия на Западе случился «массовый падеж» бронетанковой промышленности. Танковые арсеналы полного цикла приказали долго жить везде – в США, Великобритании, Германии, Франции. В результате производить боевую технику на гусеничной бронебазе стало негде. И косяком пошли всевозможные колесные броневики и даже самоходные артиллерийские системы. Особой беды в этом на Западе не видели, поскольку войны с якобы раз и навсегда побежденной Россией не ожидалось, а для колониальных экспедиций такие «бронеповозки» в самый раз.
На Украине всё это обернулось форменной катастрофой. Потому что, как выяснилось, минимум полгода (весной и осенью, а порой и зимой, и летом) там вне дорог царит непролазная грязь. А ездить такая техника может только по твердому дорожному покрытию. Которое, во-первых, есть далеко не везде и, во-вторых, это сильно сковывает её маневренность.
Результаты мы видим:
Французский бронетранспортер VAB (4×4) безнадежно застрял в украинском черноземе
Американская колесная РСЗО M-142 HIMARS ведет огонь с шоссе, чтобы не утонуть в украинской грязи и вовремя покинуть опасную зону
Броневик MaxxPro производства США застрял в грязи на Украине
Об успешном боевом применении французских колесных легких танков АМХ-10 тоже пока ничего не слыхать. Скорее всего, по той же причине – «из-за особенностей рельефа местности».
Между тем российская армия с подобной проблемой (массовый и вынужденный переход на колесную технику) практически не сталкивалась. Разумеется, в ВС РФ достаточно боевых машин на колесном ходу. Тех же РСЗО, например. Или бронетранспортеров серий БТР-60/70/80. Однако есть одно принципиальное отличие от «передового опыта НАТО». Российские войска никогда не оказывались в этом смысле в безвыходном положении: промышленная база производства бронетанковой техники у нас была сохранена и сегодня позволяет выпускать бронемашины на гусеничной базе по самой широкой номенклатуре.
Боевая машина поддержки танков БМПТ «Терминатор» отлично зарекомендовала себя в ходе СВО
САУ 2С25 «Спрут-СД» планируется к серийному производству с 2024 г.
Преимущество гусеничной базы в условиях украинского бездорожья побуждает наших умельцев приспосабливать армейские вездеходы МТЛБ для установки на них легких артиллерийских систем, что резко увеличивает их мобильность в бою.
Использование 82-мм миномета 2Б9 «Василек», который смонтирован на МТЛБ в целях повышения маневренности
Таковы некоторые непредвзятые наблюдения по поводу продолжающейся в СМИ шумихи вокруг «передовой тактики НАТО». Правда войны состоит в том, что боевая техника натовских армий в специфических условиях Украины не выдерживает проверку.