Скунсы мечтали похитить Рождество у православной общины Литвы

Скунсы мечтали похитить Рождество у православной общины Литвы

Дата религиозного праздника превращается в символ раздора

Церковные отщепенцы, перебежавшие в начале 2023 года из юрисдикции Московского патриархата в юрисдикцию Константинопольского, в середине декабря призвали православных Литвы праздновать Рождество не по старому Юлианскому календарю 7 января, а 25 декабря, по новому летоисчислению.

Гинтарас Сунгайла, идейный вдохновитель раскола в Виленской и Литовской епархии заявил ведущим республиканским СМИ: «Решение принято для того, чтобы жить более комфортно и в гармонии с большинством православных христиан Европы и Западного мира».

Развернутую версию, комментария для литовского информагентства BNS, цитировали все антироссийские утюги:

«Мы считаем, что Рождество нужно отмечать далеко-далеко от Москвы. Возглавляемая Кириллом церковь дискредитировала себя одобрением варварского разрушения братской страны.

Мы гармонизируем православные литургические даты с календарём государственных праздников Литвы, в котором Сочельник, Рождество и Вознесение Пресвятой Девы Марии в Небесную Славу являются нерабочими днями. Такой шаг облегчает жизнь смешанным семьям - им до сих пор приходилось отмечать праздники дважды».

Православные христиане в Литве являются второй после католиков по численности общиной среди четырёх традиционных. В стране много семей, где один из супругов католик, мусульманин или иудей, а другой исповедует православие. Однако на бытовом уровне конфликтов не бывает, поскольку веками принято с одинаковой радостью встречать любые религиозные праздники. Автору текста ни разу не приходилось слышать жалоб, что два праздника для семьи хуже одного.

Конкретно в этом контексте утверждения Сунгайлы надуманны. Что касается других моментов, к ним тоже имеются вопросы. В приватной беседе бывший пресс-секретарь епархии Владимир Селявко, русофоб, поклонник бандеровцев и ближайший сподвижник Сунгайлы, косвенно признал - инициативы раскольников ориентированы на достижения и других целей.

Например, имеется желание напомнить о своём существовании. Прошло 9 месяцев с визита в Вильнюс Константинопольского патриарха Варфоломея I, учредившего в Литве свою антиканоническую юрисдикцию, приняв в неё лишённых сана клириков епархии. Обласканные раскольники с марта текущего года живут ожиданиями рождения отдельной церковной единицы. Однако в Константинополе отказываются обсуждать вопрос, поскольку нет окончательного решения патриархата.

Существует и желание привлечь к вялотекущим внутренним делам внимание руководства государства. В начале 2023 года президент Гитанас Науседа, спикер парламента Виктория Чмилите и особенно премьер Ингрида Шимоните приняли самое живое участие в судьбе священников, подвергнувшихся гонениям со стороны правящего архиерея митрополита Иннокентия. В правительстве даже назвали раскол и бегство из юрисдикции Русской православной церкви «событием тысячелетия», были счастливы, что «приобщились к великому делу» окормления верующих.

Вбив клин в православную общину, которую литовская госбезопасность называет «идеологической структурой Кремля», «верхи» тут же забыли обещания «поддержать, содействовать обретению сил, авторитета и влияния исторической общины, существовавшей в Великом княжестве Литовском с 1315 года до царствования в Москве Ивана V Алексеевича».

Велик для канонических преступников оказался и соблазн не оказаться на обочине новомодного тренда «отделения от Русской православной церкви».

После возвращения Крыма в состав РФ первой такое решение официально приняла Украинская православная церковь. В июле 2023 года «президент Володымыр Зеленьский» усугубил ситуацию, подписав закон о переносе праздника Рождества Христова на 25 декабря. В документе подчёркнуто: российская идеология уже давно навязана украинскому народу практически во всех сферах жизни, включая соблюдение Юлианского календаря и празднование Рождества 7 января.

24 декабря киевский стендап-комик добавил: «Общая Рождественская молитва украинцев - за нашу свободу, нашу победу, за нашу Украину». В 10 из 60 приходов Виленской и Литовской епархии слова встретили молитвами во здравие главаря киевской хунты и в победную силу украинского оружия.

Увы, дата Рождества Иисуса Христа, Сына Божьего, превратилась в символ раздора, в маркер мировоззренческой позиции, отделяющей ортодоксальных православных от той части, что приняла новый календарь, цитируем, «во имя борьбы с российской агрессией, самой Россией и Патриархом Кириллом, вопреки религиозным нормам открыто поддерживающим кремлёвскую власть».

Насколько мотивировано желание бесов дистанцироваться от России?

Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ (Московского патриархата) митрополит Климент пояснил:

«Празднование Рождества 7 января совпадает не с русской традицией, а с календарной традицией церкви в Иерусалиме. Той, где находятся главные святыни христианства.

Все главные торжества Православной церкви и по сей день совершаются по Юлианскому календарю. Традиция праздновать Рождество 25 декабря в православии пошла из Турции. Затрудняюсь ответить, почему сегодня для части православных традиции из Турции более близки, чем традиции из Иерусалима и Вифлеема».

Таково корректное мнение ученого богослова. Но автору статьи понятнее и ближе приземлённая позиция протоиерея Андрея Ткачёва:

«Скунс иначе пахнуть не умеет. Раскольники - те и то, о ком и о чём в русском языке есть много слов, которые культурный человек не спешит произносить».