Запретительные пошлины Трампа – как фактор интеграционных процессов в рамках БРИКС и на просторах Евразии

От Туниса, Египта и Эмиратов – до Монголии и Вьетнама

Апелляционный суд США на днях оставил в силе новые импортные пошлины Вашингтона, повышающие большинство ранее установленных тарифов минимум на треть. Решение Суда действует до окончания споров по этому вопросу с другими странами, хотя сроки окончания этих споров никем на установлены. Пошлины же эти в большей степени связаны с политическими, чем с экономическими факторами. Не в последнюю очередь они нацелены на дестабилизацию БРИКС и параллельно на притормаживание формирования зон свободной торговли (ЗСТ) всё большего числа стран с Россией и Евразийским экономическим союзом. Во всяком случае, объемы импорта США из ряда государств не столь существенны для Штатов и тех стран, чтобы вводить против них, по сути, запретительные ввозные пошлины.

Например, сравнительно высокие пошлины для Индии и Пакистана, по оценкам американских экспертов, обусловлены, с одной стороны, имеющимися в этих странах квотами на ввоз примерно трети экспортного ассортимента США при сравнительно высокой доле США во внешней торговле данных стран (до 20-23% по каждой). С другой же стороны, в Вашингтоне стремятся «разобщить» страны БРИКС и посредством пошлинной политики. Скажем, в отношении Бразилии пошлины повышены на 10 процентов, в то время как на экспорт из Китая и ЮАР оказался обложен почти по максимуму, на 34 и 30% соответственно (немногим меньше – импорт из Индии и Пакистана). 

В свою очередь, в Нью-Дели планируют ввести повышенные пошлины на товарный импорт из США, если там не отменят де-факто блокаду индийского промышленного экспорта. А по данным минпромторга Малайзии (один из индустриальных «драконов» Азии), получившей с 2025 г. статус страны-партнёра БРИКС и заинтересованной в учреждении ЗСТ с РФ-ЕАЭС, обновлённые тарифы США (поднятые в отношении Малайзии на 15%) «потенциально имеют значительные последствия также для мировой торговли и экономического роста», а потому Куала-Лумпур «расширяет свои экспортные рынки… используя существующие и потенциальные соглашения о свободной торговле», повышая устойчивость «и своей цепочки экспортных и импортных поставок». Россия будет содействовать включению Малайзии в работу институтов БРИКС, заявил Владимир Путин по итогам переговоров с премьер-министром Анваром Ибрагимом. Из-за торгового конфликта с КНР США могут ввести пошлины на малайзийские чипы, заявил министр инвестиций, торговли и промышленности Тенку Зафрул Азиз. На чипы приходится более 60 % экспорта Малайзии в США, и любые ограничения со стороны Вашингтона могут нанести масштабный ущерб экономике Азиатско-Тихоокеанского региона, что предопределяет более активное экономическое сотрудничество в рамках ЕАЭС, БРИКС и АСЕАН, тем более что правительства Индонезии и Таиланда, получившие от администрации Трампа минимум 25-процентные пошлины, также заинтересованы в учреждении ЗСТ с Евразийским союзом (а с 2025 г. Джакарта присоединилась к БРИКС).

Используя произвольно установленные сверхвысокие пошлины в качестве инструмента шантажа, Вашингтон принуждает Вьетнам и Пакистан к отмене всех ограничений на импорт из США в обмен на их отмену или снижение. Для активно развивающегося Вьетнама это будет означать деградацию экономики и экспорта, а для Пакистана и вовсе чревато социально-экономическим коллапсом с непредсказуемыми последствиями.

Напомним, Вьетнам пользуется преимуществами ЗСТ с Россией / ЕАЭС с 2018 г., а Пакистан планирует подписание аналогичного соглашения не позже 2026 года, что подтверждается российской стороной: «ЕАЭС обсуждает возможность заключения соглашения о создании ЗСТ с Пакистаном; на ранних этапах находятся переговоры по этой теме с Индией»,заявил вице-премьер РФ Алексей Оверчук в середине апреля с. г. на правительственном часе в Совете Федерации. Исламабад планирует не позже 2026 г. вступить в БРИКС, что будет способствовать смягчению острых противоречий с восточным соседом. По информации А. Оверчука, соглашения по ЗСТ с Индонезией и ОАЭ планируется подписать в III квартале – середине IV квартала с. г.

В отношении ОАЭ введены 10-процентные пошлины, но и это вызывает отторжение (напомним в этой связи, что ОАЭ участвует в БРИКС с 2024 года, а Таиланд имеет с 2025 г. статус страны-партнера БРИКС). Не обошли новые пошлины и Монголию (повышены на 10 %). Посол РФ в Улан-Баторе Алексей Евсиков сообщил в начале июня, что «временное соглашение по ЗСТ ЕАЭС-РФ с Монголией планируется подписать не позже июня с. г.», причём, «помимо Монголии, еще целый ряд стран региона работает над созданием зон свободной торговли с ЕАЭС». По данным ЕЭК и экономических ведомств стран ЕАЭС наряду с Таиландом, Индонезией и Малайзией имеются в виду Камбоджа, Лаос и Мьянма: именно эти страны, видимо, подозреваемые в реэкспорте китайской продукции, удостоились максимальных пошлины США в 44-49%. Подтверждён А. Евсиковым и факт активных консультаций с Индией по ЗСТ». Египет, участвующий с 2024 г. в БРИКС, активно развивающий торгово-экономические связи с Китаем и ведущий переговоры об учреждении ЗСТ с ЕАЭС, получил 10-процентные пошлины.

Весьма характерен пример Туниса, повышение до 28 процентов пошлин на экспорт из которого абсолютно не обосновано экономически введение: доля США во внешней торговле североафриканской страны не превышает 13%. В конце 2024 г. по инициативе тунисской стороны было решено создать совместную экспертную группу для переговоров по созданию ЗСТ. К середине с. г., по данным тунисской торговой статистики, ЕАЭС занял 6-е место во внешней торговле страны (против 9-го во второй половине 2010-х гг.). По имеющейся информации, американцы добиваются долгосрочной концессии на добычу фосфатов в Тунисе (эта страна – среди крупнейших добытчиков-экспортеров фосфатной руды и ее полуфабрикатов), но пока такими концессиями пользуются компании Австралии и Западной Европы. Так почему бы не добиться желаемого бизнесменами из окружения Белого дома посредством сверхвысоких пошлин на тунисский экспорт?.. 

Обращают на себя внимание и высокие пошлины против Казахстана (27%), что может объясняться, прежде всего, стремлением добиться от Астаны большей податливости в санцкионном вопросе, а также – в переориентации экспорта нефти Каспийского трубопроводного консорциума (и не только) на турецкий порт Джейхан, то есть в обход российской территории. Не следует сбрасывать со счетов и стремление приобрести долгосрочные концессии по добыче в Казахстане стратегического сырья, в том числе редкоземельных металлов.

Таким образом, в таможенно-тарифной политике администрации Трампа явно просматриваются не столько экономические, сколько долговременные геополитические цели – особенно в отношении БРИКС и сотрудничества ЕАЭС с зарубежьем.

Заглавное фото: gz.com

Другие материалы