После 31 года и 3 месяцев заключения из тюрьмы особого режима на турецком острове Имралы освободили Вейси Акташа – осуждённого члена террористической для Анкары РПК, одного из приближённых основателя партии Абдуллы Оджалана. Выход из заключения человека, который призывал к отделению части территории Турции для основания Курдистана вызвало бурную реакцию турецких пользователей соцсетей.
Разразившиеся с новой силой баталии недвусмысленно отражают противоречия, которые раздирают турецкое общество, а вместе с ним и страну. Политики, эксперты и разнообразные активисты неустанно спорят о первоосновах, на которых стоит Турецкая Республика, которые Аксарай фактически предлагает окончательно пересмотреть по итогам очередных политико-правовых манипуляций.
В мае 2025 года сообщалось, что в Турции началась разработка новой конституции. Президент Реджеп Эрдоган заявил, что к этому процессу привлечена экспертная группа из десяти юристов.
«Султан» объясняет необходимость принятия новой конституции тем, что действующий основной закон, принятый в 1982 году, устарел и не отражает современные реалии. По его словам, главная цель – обновлённая конституция, свободная от следов эпохи военных переворотов.
Критики полагают, что таким образом президент пытается создать законодательный фундамент для своего переизбрания. Действующий основной закон ограничивает главу государства в праве баллотироваться в третий раз. Ожидается, что досрочные президентские выборы в Турции могут состояться в 2027 году.
Превратившийся в секрет Полишинеля фокус правящей коалиции кроется в том, чтобы протащить в конституцию новый срок Эрдогана через мнимое разрешение проблемы с национальной идентичностью. Исходя прежде всего из этих сугубо утилитарных соображений, власти и надеются заручиться поддержкой самого крупного этнического меньшинства – курдов. Ведь именно их права ущемлялись всеми прошлыми правительствами, включая и предыдущие кабинеты Эрдогана. Теперь же курдские голоса совсем не помешали бы стремительно входящей в «штопор» непопулярности правящей Партии справедливости и развития.
Девлет Бахчели
Неслучайно, по данным журналиста Исмаила Саймаза, лидер Партии националистического движения (МНР) Девлет Бахчели на закрытой встрече с депутатами несколько месяцев назад сказал: «У президента должно быть два вице-президента – один курд, другой алевит». Комментировать или опровергать эти, мягко говоря, скандальные для предводителя радикальных националистов утверждения в МНР официально, не стали.
На фоне очередного раунда «мирного процесса» с РПК (о котором, напомним, первоначально возвестил тот же Бахчели) заметно, как меняются идеологические лагеря в Турции. Этот процесс особенно интересно наблюдать в среде кемалистов, представители которых последние годы по большей части выступали на одной стороне с прокурдскими партиями против Эрдогана. Но на этот раз, кажется, их пути разошлись. И дело не в том, что кемалисты возражают против «умиротворения». Их беспокоит союз националистов, правящей партии и прокурдских сил, поскольку этот процесс грозит унитарности государства и всей сложившейся с 1923 года политической архитектуре страны.
Во многих общедоступных материалах прослеживаются утверждения кемалистов о том, что власти ведут страну по пути преобразования Турции в федеративную республику с курдской автономией.
Фото: Al Jazeera
Так, один из политологов Рахми Туран в газете Созджю писал: «США, провозглашая себя мировым гегемоном, высокомерно диктуют правила всем народам. Их посол в Анкаре Том Баррак открыто заявляет: "Сильные национальные государства – угроза для Израиля". Турция, как мощное национальное государство по логике Вашингтона должна быть ослаблена. План ясен: разделить, раздробить, лишить силы. США стремятся превратить весь регион, включая Турцию, в мозаику этнических и сектантских режимов, подчиненных автократиями и монархия. Турецкая Республика, объединенная под флагом единой нации, не поддастся этим коварным замыслам».
Туран также напоминает слова спецпредставителя Трампа по Ближнему Востоку о том, что «османская модель лучше всего подходит Турции». Колумнист считает, что цель США в раздроблении Турции и превращении её в подобие «ливанского» мозаичного государства. Однако турецкий народ, уверен обозреватель Sözcü, не попадёт в эту «низкую западню», поскольку в созданной Ататюрком республике все группы объединены понятием «турецкая нация».
Далее автор цитирует слова председателя Республиканской народной партии (chp) Озгюра Озеля, резко осудившего высказывания американского дипломата из когорты Трампа, напомнив, что Лозаннский мирный договор закрепил выбор Турции в пользу республиканского строя и равноправия всех граждан.
Как бы там ни было большинство сторонних наблюдателей не покидает мысль, что современная Турция находится накануне тектонических сдвигов, которые могут похоронить и ее, и ее соседей.
Проблема в том, что и в Аксарае недостаточно последовательны даже в том, что касается создания условно «османской модели» или «умметизирования» турецкого общества. Идеология «умметизма» подразумевает единство мусульманской общины (уммы) за пределами национальных границ, часто противопоставляемое национализму по Ататюрку. С одной стороны, Эрдоган заявляет о важности единения между турками, арабами и курдами, а с другой – всячески препятствует активизации курдского движения в Сирии.
Так, в Анкаре категорически против переброски отрядов РПК через южную границу с последующим утверждением на северо-востоке Сирии какой-либо автономной администрации, хотя сами курды ставят перед собой эту цель. К слову, поддерживающие «умметизацию» Турции словами посла Баррака США до последнего времени выступали как раз за создание курдского политического образования в Сирии, военной опорой которого были бы «Сирийские демократические силы». Разумеется, делалось это не для блага курдского народа, а для того самого превращения региона в «мозаику этнических и сектантских режимов», о которой писал Рахми Туран.
Впрочем, администрация Трампа, по крайней мере на данном этапе, поддерживает правительство аш-Шараа в Дамаске, что вызывает немалое беспокойство в курдской среде, и едва ли случайно недавнее заявление 130 племён с требованием СДС в течение 30 дней сложить оружие и передать контролируемую территорию в провинциях Ракка, Дейр-Эз-Зор и Эль-Хасака властям Дамаска в рамках соглашения от 10 марта. В противном случае боевики пообещали объявить всеобщую мобилизацию и начать войну против арабо-курдских сил.
Конечно, далеко не все курды страстно желают и готовы совместить «умметизм» Эрдогана с курдским национализмом. Раствориться в исламе – очередной обман, призванный окончательно лишить крупнейшее национальное меньшинство Турции всякой инаковости и идентичности. Выходит, что, по существу, Эрдоган не предлагает ни курдам, ни арабам ничего нового.
Со времён Османской империи прослеживается линия на противопоставление упомянутых двух народов в районах их смешанного расселения. И сегодня в турецком языке неслучайно до сих пор самые пренебрежительные поговорки и устойчивые выражения еще с османской поры касаются арабов. «Провалиться мне сквозь землю или быть мне проклятым» дословно с турецкого переводится как «Быть мне арабом». Или расистское «с поцелуем руки араба – губы не почернеют» с намёком на темный цвет кожи ближневосточного народа.
Из всего вышеотмеченного следует, что и власти, и оппозиция пытаются спасти расползающуюся по швам страну. Однако их противостояние с апелляцией к национальной и религиозной повестке вполне могут привести к обратному результату – ускорить фрагментацию государства. Как показала позднесоветская практика, «джинна» национализма легко лишь выпустить из бутылки, но ещё никому не удавалось загнать его обратно.
Это прекрасно понимают различного рода западные этнополитические технологи и авантюристы, с немалым удовольствием подписывающиеся под любой «автономизацией», раздавая направо и налево отнюдь не своё имущество. И хорошо, что в турецком экспертном сообществе наконец начали это видеть.