Саммит как достижение. Несколько слов об итогах одной исторической встречи

Предлагая накануне саммита «не загадывать наперед» и не завышать собственные ожидания от личной встречи президентов России и США, российский министр иностранных дел Сергей Лавров как в воду глядел.
«Мы никогда не загадываем ничего наперед. Мы знаем, что у нас есть аргумент, у нас есть позиция: понятная, четкая. Мы будем ее излагать. Здесь уже немало сделано в ходе визитов Стивена Уиткоффа, президент об этом сказал, и Уиткофф выступал от имени президента Трампа. Надеюсь, что мы сегодня – завтра, продолжим этот очень полезный разговор», – заявлял тогда глава МИД РФ.

По сути, всё так и произошло: встретились, поговорили, в чём-то достигли взаимопонимания, но главное, поняли, что накопившееся за минувшие десятилетия проблемы (а это далеко не только кризис на Украине) надо решать и, желательно, вместе, а не действуя в пику друг другу.

Именно об этом, как мне кажется, пишет замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев, подводя первые итоги вчерашней встречи: 

«1. Восстановлен полноценный механизм встреч между Россией и США на высшем уровне. Спокойный, без ультиматумов и угроз. 2. Президент России лично и подробно изложил президенту США наши условия завершения конфликта на Украине. 3. По итогам почти что трёхчасового разговора глава Белого дома отказался от эскалации давления на Россию. Во всяком случае пока. 4. Важно: встреча доказала, что переговоры возможны без предварительных условий и одновременно с продолжением СВО. 5. Главное: обе стороны прямо возложили ответственность за достижение будущих результатов на переговорах о прекращении военных действий на Киев и Европу».

Стоит отметить, что отказ от эскалации, выразившийся в нежелании Трампа вводить новые санкции против России здесь и сейчас, наверняка, сильно разочаровал его европейских союзников, которые, на самом деле, очень на них рассчитывали.

«Из-за того, что произошло сегодня, я полагаю, мне не нужно сейчас об этом думать. Возможно, мне придется подумать об этом через две или три недели или около того, но прямо сейчас нам не нужно об этом думать», – прокомментировал это обстоятельство президент США, уже находясь на борту своего самолёта по пути в Вашингтон.

Что же касается последнего пункта, то он, полагаю, больше всего «не удовлетворит» евро-«ястребов» и их украинских клевретов. Фактически, речь идёт о том, что судьба любых договорённостей между Россией и США по украинскому вопросу будет зависеть от согласия Брюсселя и Киева принять условия капитуляции. Ничего иного им не предлагается, и отныне все разговоры о немедленном прекращении огня и необходимости давить на Москву с тем, чтобы «принудить её к перемирию», теряют свою актуальность.

Хотите перемирия – признайте реальность на земле. Особенно в ситуации, когда эта реальность буквально с каждым днём для вас ухудшается. Четыре юго-западных региона России будут освобождены так или иначе, чтобы там ни думали себе в европейских столицах. А вот что касается освобождения дополнительных частей исторической российской территории, то здесь всё зависит от вас: только полное выполнение требований Москвы по денацификации и демилитаризации Украины остановит продвижение ВС РФ дальше на запад.  

«Теперь всё зависит от президента Зеленского. Я бы добавил: европейские страны тоже должны немного активнее подключиться. Но решающая роль всё же за Зеленским. Думаю, мы близки к результату. И если понадобится, я готов присутствовать на следующей встрече», – отметил Трамп в интервью телеканалу Fox News.

При этом американский лидер посоветовал Киеву «заключить сделку». По его словам, Зеленский должен согласиться с тем фактом, что он многое теряет в конфликте с Россией. 

«Заключите сделку. Смотрите, Россия – очень крупная держава, а они – нет. У них отличные солдаты, они действительно сильны, но, знаете, у них также было лучшее вооружение. У них было наше вооружение», – подчеркнул он, говоря о ситуации, в которой оказалась Украина.

В связи этим даже как-то неудивительно, что первой реакцией на вчерашний саммит стало решение Зеленского срочно лететь в Вашингтон, где, судя по всему, он будет удостоен чести узнать об условиях капитуляции лично от Трампа. 

Впрочем, как ожидается, обычно гостеприимный хозяин Белого дома (правда, в прошлый раз киевскому узурпатору так и неудалось до конца отведать трамповского гостеприимства) не станет слишком давить на своего гостя. Скорее всего, разговор пойдёт в таком ключе: 

«Либо ты договариваешься с Путиным сам и на его условиях, либо остаёшься с Россией один на один, при полном отсутствии какой-либо американской поддержки и с предсказуемо негативным последствиями для дальнейшей судьбы Украины. Решать тебе. Я умываю руки».

За сим украинскую тему саммита, которая, по словам нашего президента, была ключевой, думаю всё же можно заканчивать. А вот что мне ещё запомнилось из важных событий на Аляске, так это походя брошенная Трампом фраза (в рамках того самого интервью Fox News) о том, что он-де считает Россию и Китай «естественными врагами», и что его предшественник на президентском посту, Джо Байден, сотворил «немыслимое», подтолкнув Москву и Пекин к сближению.

Ну, в том, что касается «немыслимого» в вопросах сближения, то тут и сам Трамп может дать Байдену 100 очков вперёд. Своим «разрешительными санкциями» ему удалось помирить Индию и Китай, которые приняли решение о восстановлении в приграничной зоне движения людей и товаров, которое было приостановлено после вооружённых столкновений на границе 5-летней давности.

Более того, несколько дней тому назад премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что впервые за 7 лет посетит Китай для участия в саммите ШОС 31 августа этого года.

Возвращаясь же к тревогам нынешнего президента США по поводу дружбы России и КНР, стоит отметить, что этот поезд уже ушёл, и наученные горьким опытом страны «незападного мира», вряд ли ещё когда-нибудь поведутся на посулы Вашингтона, разрушая в угоду американцам отношения друг с другом.

И в этом смысле, это урок, скорее, самому Трампу, который, если будет продолжать действовать в нахраписто-упрямой манере, рискует в итоге добиться результатов прямо противоположных ожидаемым. 

А стало быть, не одному Зеленскому стоит поразмышлять над тем, как много он теряет, продлевая конфликт с Москвой.

Другие материалы