В американском военно-промышленном комплексе разворачивается масштабная революция, настоящая смена вех.
Неповоротливые оборонные гиганты США отступают под натиском новой силы – агрессивной и идеологически мотивированной «Мафии PayPal» – группы техномиллиардеров во главе с основателем компании Palantir Питером Тилем, которые сметают со своего пути самый косный, но и самый денежный сектор американской экономики.
«Мафией PayPal» в Америке называют группу бывших сотрудников и основателей компании денежных переводов PayPal, которые с тех пор основали и/или развили дополнительные технологические компании в Кремниевой долине, такие как LinkedIn, Palantir Technologies, SpaceX, Affirm, Slide, Kiva, YouTube, Yelp и Yammer. Большинство ее участников учились в Стэнфордском университете или Иллинойском университете в Урбане-Шампейне.
Эта группа стала настолько плодовитой, что вскоре появился термин PayPal Mafia, который получил еще более широкую известность, когда в 2007 году в журнале Fortune появилась статья, посвященная этой группе, а также ставшая культовой фотография ее членов, одетых в мафиозную одежду, что подчеркивает их влияние в Кремниевой долине и их роль в основании или инвестировании в крупные технологические компании.
Самый известный член этой набирающей большую политическую силу группировки Илон Маск.
«Маск – часть “мафии PayPal” либертарианских миллиардеров, уроженцев Южной Африки, живших при правлении белых, которые теперь оказывают огромное влияние на технологическую индустрию и политику США.
Среди них Питер Тиль, миллиардер, венчурный капиталист немецкого происхождения и соучредитель PayPal, который в 1970-х годах получил образование в южноафриканском городе, где Гитлера всё ещё открыто почитали. Тиль, крупный спонсор кампании Трампа, критиковал программы социального обеспечения и предоставление женщинам права голоса, считая это подрывом капитализма. В биографии Тиля 2021 года под названием ”The Contrarian” утверждается, что, будучи студентом Стэнфорда, он защищал апартеид, считая его “экономически обоснованным”», – пишет либеральная британская газета The Guardian.
Дэвид Сакс, бывший главный операционный директор PayPal, ведущий сборщик средств для избирательной кампании Трампа, родился в Кейптауне и вырос в южноафриканской диаспоре после того, как его семья переехала в США, когда он был ещё ребёнком. Четвёртый член мафии PayPal, Рулоф Бота, внук последнего министра иностранных дел режима апартеида Пика Боты и бывший финансовый директор PayPal, «не особо интересовался политикой, но всегда поддерживал тесные связи с Маском».
«Питер Тиль, переехавший в США в возрасте 10 лет, рассказал, что обучение в Свакопмунде привило ему неприязнь к регламентации, что и привело его к либертарианству. Отец Тиля работал на урановом руднике в Рёссинге, где, как и на золотых и угольных рудниках Рифа вокруг Йоханнесбурга, чернокожим рабочим платили ровно столько, чтобы выжить, условия жизни были ужасными, а работа опасной. Белые же менеджеры, напротив, вели образ жизни неоколониальной роскоши, имея прислугу наготове.
Отец Маска, Эррол, также занимался горнодобывающей промышленностью. Он как-то хвастался, что его доля в изумрудных рудниках Замбии принесла ему “столько денег, что мы даже сейф не закрывали”. Мать Маска, Мэй, рассказывала, что семья владела двумя домами, самолётом, яхтой и несколькими роскошными автомобилями», – отмечает The Guardian.
Локомотивом и тараном мафии PayPal стала компания Anduril, которая изначально специализировалась, как мы писали, на масштабном производстве боевых дронов.
Anduril Industries, Inc. – американская оборонная технологическая компания. Она была основана в 2017 году изобретателем Палмером Лаки совместно с инвесторами и основателями, связанными с компанией Palantir Technologies Питера Тиля и SpaceX Илона Маска.
Рождение компании Anduril произошло на фоне ожесточенной схватки мафии PalPal с шестёркой пентагоновских монстров (Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics, Boeing и BAE Systems), подгребавших под себя львиную долю оборонных заказов.
В 2014 году компания Илона Маска SpaceX подала в суд на ВВС США «за право на конкуренцию» с крупнейшими оборонными монстрами, после чего тогдашний министр обороны Эштон Катчер распорядился предоставлять оборонные контракты и «нетрадиционным» подрядчикам.
В 2016 году и Palantir Питера Тиля подал в суд на армию США «за отказ рассматривать ее для крупного разведывательного контракта» и, выиграв дело, получил контракт на сумму до $800 млн.
В августе 2024 года поверивший в свои силы стартап Anduril объявил о запуске амбициозного проекта «гипермасштабного» оборонного завода.
«У нас армия, которая помешана на изысканных, высокотехнологичных и незаменимых системах. Они становятся все более недоступными по стоимости. Сроки их запуска в производство становятся все длиннее и длиннее», – заявил генеральный директор Anduril Брайан Шимпф.
Компания Anduril, которая была названа в честь меча Арагорна из «Властелина колец», заявила тогда, что построит первый так называемый «объект Арсенала» в Соединенных Штатах, затратив на этот проект $1,5 млрд. В документе, озаглавленном «Восстановление арсенала демократии», были изложены планы постройки военного завода, площадь которого составит около 500 тысяч кв. м и который после его запуска сможет «производить десятки тысяч автономных систем вооружения, удовлетворяющих насущные потребности Соединённых Штатов и наших союзников».
«Медленные и низкие темпы производства, негибкие процессы и разработка изысканных, специально разработанных для обороны систем препятствуют быстрому реагированию на потребности, – говорится в документе. – Сроки пополнения ключевых вооружений и боеприпасов составляют в среднем два года».
«Эти проблемы еще более резко контрастируют с войной на Украине, в ходе которой производственная база США не смогла удовлетворить спрос как на вооружение Украины, так и на пополнение собственных запасов после переброски оружия в Киев. Хорошим примером этого являются значительные трудности с пополнением запасов зенитно-ракетных комплексов «Стингер», поставляемых на Украину. Эта работа, по оценкам, займет два-три года и будет невозможна без вызова на военные заводы опытных работников-пенсионеров», – отмечает американский военный портал Warzone.
«В крупном конфликте использование оружия и боеприпасов быстро превысит предложение», – отметили авторы доклада Anduril, предсказывая, что у Соединённых Штатов закончится оружие «в первые несколько недель» войны между равными государствами. Между тем конфликт с Китаем приведет к израсходованию вооружения США менее чем за неделю боевых действий, прогнозирует компания.
И вот недавно Anduril прорвался «в святая святых» американского ВПК – производство твердотопливных ракетных двигателей (ТРД), сердца любой современной ракеты.
«Стартап в сфере оборонных технологий Anduril Industries заявил, что стал третьим поставщиком твердотопливных ракетных двигателей (ТРД) в Соединенные Штаты, прервав многолетнюю дуополию и устранив критическое узкое место в производстве ракет, поскольку глобальные конфликты повышают спрос… До сих пор только L3Harris Technologies и Northrop Grumman производили ракеты-носители в больших масштабах в США», – сообщает Reuters.
2 августа компания Anduril сообщила об открытии полномасштабного завода по производству ТРД в Мак-Генри (штат Миссисипи), на котором сейчас работают более 100 сотрудников по сравнению с 40 в начале 2024 года. Компания сообщила, что уже провела испытания более 700 двигателей и планирует к концу 2026 года выпускать 6000 двигателей ежегодно.
На предприятии стоимостью 75 миллионов долларов будут внедрены системы автоматизации и цифровые решения для оптимизации производства ракетных двигателей.
Anduril использует «безлопастной высокоскоростной смеситель и специальную топливную смесь алюминия и лития», которая может увеличить дальность полета ракеты до 40%.
В Anduril также намерены выпускать двигатели для зенитных ракет ВМС и высокоточных ракетных снарядов установок HIMARS.
«Каждый пуск высокоточных ракетных снарядов основан на твердотопливных ракетных двигателях (ТРД), что делает их столь же важными для обеспечения обороноспособности. Есть только одна проблема: мы производим их в недостаточном количестве.
Фундаментальная причина нашей неспособности производить РБД в больших масштабах заключается в отсутствии достаточно большой базы поставщиков. До сих пор возможности производства этого важнейшего компонента в больших количествах фактически представляли собой дуополию. Хотя такие знаковые – и эффективные – системы вооружения, как HIMARS, пользуются высоким спросом, лишь немногие поставщики могут производить компоненты, необходимые для их применения. В военное время мы будем расходовать боеприпасы гораздо быстрее, чем их можно будет заменить. Без основополагающих элементов американской огневой мощи ничто не работает. Войска ждут. Сдерживание терпит неудачу», – сообщает официальный сайт компании.
В апреле Anduril успешно провел «два боевых стрельбовых испытания в рамках программы "Стандарт" ВМС США – того же класса высокоэффективных ракет, которые в прошлом году перехватывали атаки хуситов на корабли ВМС в Красном море и иранские ракеты в небе над Ближним Востоком».
В Anduril сообщают о быстром переходе к полномасштабному производству 21-дюймового гиперзвукового ракетного двигателя для этих ракет.
В марте 2025 года армия США выбрала Anduril для разработки нового 4,75-дюймового ракетного двигателя для своей дальнобойной артиллерии. Новые разработки Anduril позволят «запускать 30 управляемых ракет из одного контейнера HIMARS, увеличивая огневую мощь без увеличения площади поражения».
В июне Anduril привлекла $2,5 млрд, в результате чего ее оценка выросла до $30,5 млрд.
Anduril одновременно идет на альянс с Тайванем и Южной Кореей, открывая свои офисы на Тайване и Южной Корее и предлагая свое программное обеспечение для их оборонных систем.
Первая партия дронов-камикадзе Altius была поставлена на Тайвань всего за 6 месяцев, причем производство началось еще до подписания всех контрактов.
В Вашингтоне ощутимо спешат, делая ставку на новые компании, которые курирует техномафия PayPal, ориентированная на Дональда Трампа.
Китайским военным следует взять на заметку эту торопливость, а европейским милитаристам – учесть, что Белому дому сейчас не до Украины.