Япония заинтересована в российской нефти с проекта «Сахалин-2»

Япония издавна заинтересована в российской нефти

В своё время дело едва не дошло до прокладки трубопровода

Запрет на предоставление услуг по морским перевозкам, таможенному оформлению, финансам и страхованию российской нефти, импортируемой в Японию, по цене выше так называемого потолка цен, как и ранее, не распространяется, на сырьё с российского проекта «Сахалин-2», подтверждается в пресс-релизе МИД Японии 13 сентября с. г. Напомним, в рамках «Сахалина-2», оператором которого выступает компания «Сахалинская Энергия», ведётся разработка Пильтун-Астохского (нефтяного) и Лунского (газового) месторождений на северо-восточном шельфе острова. Инфраструктура проекта включает три морские платформы, береговой технологический комплекс, терминал для отгрузки нефти и завод по производству сжиженного природного газа.

Ранее, 12 сентября, в Токио ввели новую предельную цену на импорт сырой нефти из РФ  в 47,6 доллара за баррель против прежних 60 долл. Новый порог цен будет применяться к контрактам, заключённым после 12 сентября, и контрактам с выгрузкой после 17 октября. Но разрешение на импорт сырой нефти российского происхождения выше нового установленного Японией порога цены необходимо для закупок нефтяного сырья с проекта «Сахалин-2», уточнили в ведомстве.

Заметим, что в указанном северосахалинском нефтегазовом комплексе доля «Газпрома» составляет 50%, американской Shell – 27,5 % (минус 1 акция), японских Mitsui и Mitsubishi – 12,5 %, и 10 % соответственно. Именно с проекта «Сахалин-2» Япония продолжает ввозить свыше 85 % объема импортируемой российской нефти. Её совокупная доля в нефтеимпорте Страны восходящего солнца, по данным японских источников, ныне варьируется от 2 до 5 % (против примерно 15 % до весны 2022 г.) с учетом реэкспорта с середины 2022-го через дружественные РФ страны и поставок танкерами под «удобными» флагами. Главные преимущества этих поставок с «Сахалин-2» со второй половины 1990-х годов – сохраняющееся участие японских компаний в этом комплексе и его максимальная географическая близость к самой Японии (тем более что нефть и СПГ направляются в Японию с южносахалинских терминалов, что сокращает и без того короткое расстояние поставок). Потому и минимум половина СПГ с этого комплекса поныне направляется в Японию, в том числе путем реэкспорта через дружественные РФ страны региона.

Ещё летом 2022 г. в Токио добились вывода «Сахалин-2» из-под западных санкций, и к настоящему времени пересмотр этого решения не планируется. По информации МИД Японии, «импорт нефти, добытой в рамках проекта "Сахалин-2", а также операции по посреднической торговле (реэкспорт в Японию с этого комплекса. – Прим. ред.), предоставление услуг по морским перевозкам, таможенному оформлению, финансам и страхованию по-прежнему возможны».

Характерно в этой связи, что администрация США в 2024 г. сообщила правительству Японии, что оно может использовать подсанкционные суда для доставки в эту страну нефти, чем пользуется, скажем, японская крупная нефтеперерабатывающая компания Taiyo Oil Co., принявшая в июне с. г. крупнотоннажный танкер Voyager под флагом Коморских островов с 600 тыс. баррелей Sakhalin Blend.

В то же время в Токио дистанцируются от призывов Вашингтона наказать максимальными пошлинами страны, импортирующие российскую нефть. В отличие от США и многих других стран Запада, Япония взяла на себя обязательство в рамках ВТО «не вводить пошлины выше установленных пределов и относиться ко всем странам-членам справедливо до тех пор, пока они тоже исполняют свои обязательства в рамках ВТО»,  рассказал  16 сентября министр финансов Японии Кацунобу Като. По его оценке, «поднять импортные пошлины в отношении какой-либо страны даже до 50% просто за покупку ею нефти у России было бы весьма сложно».

Ранее США, напомним, призвали страны G7 и НАТО ввести пошлины размером до 100% в отношении стран, закупающих нефть у России, в частности в отношении Китая и Индии. Япония отклоняет призыв США усилить давление на Россию путем введения более высоких пошлин на импорт российской нефти.

Как видим, несмотря на жёсткую антироссийскую риторику официальных лиц и истерию в прессе, исходя их прагматичных соображений, власти Японии не спешат поддерживать жёсткие меры Запада против стран, продолжающих торговать с Россией. Как пишет Bloomberg, Токио рассматривает российский экспортный проект «Сахалин-2», расположенный к северу от Японии, как ключевой источник поставок СПГ в страну.

Заметим, что нефтеимпортная политика Токио в отношении РФ изначально не соотносится с политическим конфликтом с Москвой относительно южнокурильских островов. Подтверждение тому – проект начала 2000-х трансазиатского нефтепровода Ангарск / Тайшет (Иркутская область) – порт Находка с последующим сооружением подводного нефтепровода на НПЗ в прибрежной Сакате (северо-запад острова Хонсю). 

В марте 2004 г. сообщалось о договорённости Москвы и Токио «о маршруте транспортировки нефти из Восточной Сибири в Японию. Нефтепровод, что согласовано сторонами, будет проложен из Тайшета в Находку с дальнейшим созданием подводного трубопровода до Хонсю». Соответствующие переговоры проводились с начала 2002 г., а в марте 2003 г. правительство Японии заявило о готовности предоставить российской стороне льготные кредиты по линии японского Банка международного сотрудничества, если Москва примет решение о строительстве первого экспортного нефтепровода к побережью Тихого океана по трассе Ангарск-Находка. Эту готовность подтвердил начальник Управления природных ресурсов и энергии Японии Ивао Окамото на состоявшейся 6 марта 2003 г. в Москве встрече с министром энергетики РФ Игорем Юсуфовым. Токио активно лоббирует в пользу трубопроводного маршрута на Находку в 3,8 тыс. км, обеспечивающего российской нефти выход на рынки Японии и всего Азиатско–Тихоокеанского региона. Окамото заявил на встрече с Юсуфовым, что спрос на нефть «со стороны только одной Японии в состоянии сделать рентабельным этот нефтепровод». 

Но, как известно, российской стороной был выбран в 2007 г. вариант нефтепровода из Иркутской области на Дацин в северо-восточном Китае. Японская же сторона не отменила, а продолжала предлагать упомянутый проект до марта 2014 г., вплоть до введения первой волны антироссийских санкций после крымских событий 2014 года. Несмотря на санкционное давление, энергетическая отрасль Сахалина успешно развивается, включая перспективное Южно-Киринское месторождение с запасами свыше 800 млрд куб метров природного газа, а также разведываемые Мынгинское и Южно-Лунское месторождения в рамках проекта «Сахалин-3», ввод которого в эксплуатацию намечен на 2038 год. 

Другие материалы