В условиях вовлеченности России в военные действия на Украине президент США Трамп активно перемещается по глобусу в поисках «неприкаянных» территорий, которые можно было бы сравнительно безболезненно под шумок прибрать к рукам. Очень часто его действия, несмотря на декларируемую им склонность к миротворчеству, приводят к балансированию на грани войны или вмешательства силой.
Отшумели, хоть и не до конца, его демарши об аншлюсе Канады и Гренландии на севере, скапливается мощный военный потенциал и гремят серьёзные угрозы у берегов богатой нефтью Венесуэлы. А с недавнего времени Белый дом нашел новое направление приложения сил на юге – Центрально-Азиатский регион, полагая, видимо, что, обосновавшись там, он одновременно ослабит и Китай, и Россию, взяв под контроль основную зону транзита между ними. У американцев не получилось в Афганистане, так почему бы не попробовать в более спокойных соседних с ним странах.

Об этих устремлениях США свидетельствует прошедший накануне в Вашингтоне саммит Трампа со всеми президентами центральноазиатских республик в формате «С5+1». Их лидеры, безусловно, были движимы расчётами на получение дополнительных вложений в целях национального развития, однако в американских подходах к ним отчетливо прослеживались в первую очередь геополитические интересы наряду со стремлением получить монопольный допуск к богатым ресурсам региона по типу уже заключенного соглашения с Украиной. По мнению международных экспертов, доминирующей на этом саммите была именно тема редкоземельных металлов, что отражает желание США преодолеть свою зависимость в этой сфере от Китая.

Переговоры Трампа с лидерами стран ЦА продолжались и за обедом
Нимало не смущаясь, Трамп, к примеру, предлагал собеседникам в качестве образца взаимодействия маршрут своего имени TRIPP (The Trump Route for International Peace and Prosperity – «Маршрут Трампа»), известный еще как «Занзегурский коридор» между Азербайджаном и Арменией. «Они назвали его в честь меня. Я это ценю». По его словам, эта дорога поможет и Центральной Азии (ЦА). Очевидно, и тамошним дорогам надо будет присвоить его имя. Примечательно, что присоединиться к этому саммиту хотел и президент Азербайджана И. Алиев. В этом его активно поддерживал Токаев. Но что-то не срослось. Видимо, для Кавказа в Вашингтоне припасена отдельная схема, вытаскивать из которой Баку там посчитали нецелесообразным.

Президенты Казахстана К.-Ж. Токаев и Азербайджана И. Алиев
Видя такой характер хозяина, гости перед ним блистали отточенным еще в советские времена мастерством комплимента. Так, президент Казахстана Токаев, «не взирая на личности», заявил Трампу: «Я убеждён, что Ваша мудрая и смелая политика достойна решительной поддержки во всём мире, и я разделяю Ваши взгляды. Под Вашим руководством Америка вступает в новый золотой век. Я высоко ценю Вашу дальновидную концепцию "Сделать Америку снова великой", которая вдохновляет меня на реализацию масштабной стратегии построения Справедливого и Сильного Казахстана на основе принципа "Закон и Порядок". Будучи президентом-миротворцем, Вы содействовали прекращению восьми войн в течение восьми месяцев, тем самым значительно укрепив роль Америки как опоры международной стабильности». Трамп согласился, что все сказанное – чистая правда. Заодно Токаев объявил о присоединении Казахстана к «соглашениям Авраама» о нормализации отношений с Израилем. Хозяевам это тоже понравилось. В награду Трамп, в свою очередь, не исключил возможности визита в Астану. Токаев вознёсся до таких высот, что заявил будто потенциал экономического сотрудничества между его страной и США превышает 0,5 трлн. долл.

Трамп и Токаев
Но на земле, для того чтобы хоть приблизиться к уровню экономического сотрудничества России и Китая со странами ЦА, Америке надо пройти долгий путь. По итогам 2024 г. товарооборот между США и странами Центральной Азии составил лишь чуть более 7 млрд долл. Из них доля Казахстана составила порядка 75% (поставляет четверть используемого Америкой урана). За аналогичный период товарооборот Китая с данной группой государств составил около 100 млрд долл., а России – приблизился к 50 млрд долл. Разница колоссальная и почти непреодолимая.

США намереваются осваивать Центральную Азию
В духе ковбойских наскоков Дональда Трампа Вашингтон выражает намерения преодолеть ее гигантскими скачками. Так, за последние месяцы в ходе отдельного визита президента Узбекистана Мирзиёева в Соединенные Штаты был подписан контракт на поставку Ташкенту самолетов Boeing 787-9 Dreamliner на 8,5 млрд долл.. Кроме этого стороны договорились сформировать портфель контрактов и перспективных проектов на сумму свыше 100 млрд долл. в сферах гражданской авиации, горной промышленности, финансов, инноваций, химической и энергетической отраслей. Затем с главой Казахстана Касым-Жомартом Токаевым был заключен контракт на закупку американских грузовых локомотивов на общую сумму 4 млрд долл., а также обсуждены перспективы расширения добычи на казахстанских нефтегазовых месторождениях Тенгиз и Карачаганак. Уже 6 ноября министр промышленности и строительства Казахстана Ерсайын Нагаспаев и министр торговли США Говард Латник подписали соглашение о сотрудничестве в сфере добычи редкоземов.

Трамп и президент Узбекистана Мирзиёев
Цели заманчивые, но только чем придется расплачиваться за эти самолеты и локомотивы? Если открытием доступа в колониальном стиле к своим ценнейшим ресурсам по украинскому образцу, то можно ли считать подобные сделки вполне удачными? Американские образцы и дороже, и уже не блистают технологической новизной. Коли же на их оплату придется переводить часть ресурсов, идущих на покрытие импорта из России и Китая, то это может привести к перекосу в других сферах экономики, включая кооперационные поставки, что вряд ли благоприятно отразится на общем состоянии национальных экономик данных республик.
Эксперты полагают, что правящие элиты центральноазиатских стран вполне осознают достаточно эфемерный характер предлагаемых им Белым домом сделок, трудноосуществимых на практике. А их готовность к принятию всего того, что исходит из Вашингтона во многом объясняется от противного – не столько расчетами на верную прибыль, сколько стремлением избежать всякого рода санкций, щедро назначаемых им по всему миру. Сама по себе методика продвижения последним своих экономических интересов посредством карательных мер отдает какой-то древностью и начинает повсюду давать сбои, что вполне естественно.

Форум в Урумчи
Примечательно, что в те же дни в пограничном с Центрально-Азиатским регионом китайском Урумчи открылся 12-й Форум сотрудничества между Китаем и Центральной Азией. На нем отсутствовали первые лица, приглашенные в Вашингтон, зато присутствовали сотни предпринимателей и государственных управленцев на уровне вице-премьеров, занимающихся проблемами реальной экономики. Вот они-то подтвердили «приверженность построению более тесного сообщества единой судьбы Китая и Центральной Азии с упором на расширение практического сотрудничества в области торговли, зелёного развития, безопасности и региональных связей». На этом форуме достигнуты соглашения по оптимизации «прагматичного и эффективного сотрудничества с упором на торговлю, инвестиции в промышленность, связь, экологически чистые полезные ископаемые, современное сельское хозяйство и обмен между людьми». Поддержаны такие инициативы, как «Инициатива глобального развития», «Инициатива глобальной безопасности», «Инициатива глобальной цивилизации» и «Инициатива глобального управления».
«Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что отношения между Центральной Азией и Китаем достигли беспрецедентного уровня, продемонстрировав не только количественный, но и качественный рост во всех сферах. Это сотрудничество, основанное на взаимной выгоде и уважении, обеспечивает прочную основу для нашего общего процветания», – заявила заместитель премьер-министра Таджикистана Дилрабо Мансури на церемонии открытия форума.

Саммит Россия – Центральная Азия
Если вспомнить, что за месяц до этого в Душанбе прошёл саммит Россия – ЦА, на котором обсуждались и заключались вполне конкретные соглашения по многим сферам сотрудничества с реальным содержанием и обеспечением, то становится понятным, что американскому «республиканскому слону» еще долго придётся топтать местные пустыни, чтобы хотя бы приблизиться к уровню взаимодействия Росси и КНР со странами региона.
В общем, как в известном выражении – караван продолжает идти в заданном направлении.