В конце октября Литва перекрыла транзит грузов на фурах из России и Белоруссии в Калининград. «Вильнюс оставляет за собой право блокировать калининградский транзит в интересах безопасности», – заявил в связи с этим глава МИД Литвы Будрис, обвинив в произошедшем некие «повторяющиеся вторжения, некоторые из которых связаны с гибридной войной», на которые, по его словам, «следует отвечать торговыми ограничениями, пошлинами и инвестициями в противовоздушную оборону».
Случившееся – очередное свидетельство того, что предотвращение конфликтов на постсоветском пространстве и тем более прекращение уже идущих (украинского), по-прежнему не в интересах хозяев прибалтийских и прочих региональных марионеток стран Запада. Зато эскалация и провокации на белорусско-литовской и других границах Союзного государства РФ и РБ (с Польшей, Латвией и т. д.), наоборот, крайне выгодны. Вплоть до того, что с сентября 2025 года польскую границу, а затем и границы Литвы и Латвии стали упорно превращать в новый фронт противостояния в Европе.

Началось все фактически с крупных учений с участием военных НАТО в Латвии (Namejs), Литве (Perkuno Griausmas) и Польше (Iron Defender), изначально противопоставленных российско-белорусским (Запад-2025). Эскалация достигла пика после залета в польское воздушное пространство неких БПЛА, объявленных «российскими» – под этим предлогом ВС Польши впервые открыли огонь по «российским» (с точки зрения местной пропаганды) целям. 11 сентября Варшава закрыла границу с Белоруссией и РФ.
Сначала это объяснялось «мерами безопасности на время учений», затем, спустя неделю, польское руководство заявило о готовности поддерживать блокаду границ на неопределенный срок. Одновременно с этим президент Польши Кароль Навроцкий во время интервью французскому телеканалу LCI заявил, что хочет размещения на польской территории ядерного оружия одной из стран союзниц, вероятно США или Франции. При этом, по его словам, у Польши должны быть «собственные ядерные возможности – не только гражданского и энергетического спектра, но и в военном плане». По словам заместителя министра иностранных дел РФ Александра Грушко, «во время учений [НАТО] отрабатываются такие сценарии, как блокирование Калининградской области. Идёт активная милитаризация региона, накачка его коалиционными силами и средствами».

Сразу после закрытия Варшавой границ с соседями на востоке стало понятно, что это решение будет иметь серьезные последствия для континентальной торговли. Белорусские исследователи расценили случившееся как принудительный возврат Пекина к морской логистике, лишающий китайских поставщиков конкурентных преимуществ – сочетания низких цен с быстрой доставкой. Обосновывалась такая оценка тем, что железнодорожный коридор через Белоруссию является основным функционирующим сухопутным маршрутом между ЕС и КНР.
Ежедневно польско-белорусскую границу пересекает 80-90 поездов, из которых треть везут грузы из Китая в Германию, Бельгию и Нидерланды. В 2024 г. стоимость таких грузов достигла €25 млрд – в 2.5 раза больше, чем годом ранее. В целом, по оценке издания Politico, закрытие границы затронуло торговый маршрут, по которому перевозится 90% железнодорожных грузов между Китаем и ЕС.
Хотя это относительно небольшая часть торгового оборота между Китаем и Европой, маршрут критичен для некоторых китайских платформ (Temu, Shein и AliExpress), поскольку обеспечивает доставку за 12-14 дней против 35-45 дней морем. Благодаря этому европейские покупатели получают потребительские товары оперативно и по ценам производителей КНР. Для китайских e-commerce платформ это ключевое преимущество: стандартная доставка Temu занимает 10-12 дней, экспресс 4-11 дней. Без сухопутного окна китайское наступление на европейские рынки потребительских товаров существенно, в разы, замедляется.
Пекин именует железнодорожный экспресс Китай – Европа «флагманским проектом» сотрудничества с ЕС, т. к. именно сухопутный маршрут должен обеспечивать экспансию китайских производств на европейском рынке. Альтернативные сухопутные маршруты также существуют, но они, по мнению белорусских экспертов, значительно сложнее. Пути через Украину заблокированы. Средний коридор (TITR) – через Казахстан, паромы через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу – показывает рост грузооборота, но пропускная способность его небольшая, а сроки доставки и цена значительно выше. Рассматриваемый в качестве альтернативы Северный морской путь (СМП) можно использовать всего несколько месяцев в году.

Китай сразу же попытался договориться с Польшей: глава МИД КНР Ван И вёл многочасовые переговоры с польским коллегой, но граница осталась закрытой. Польша отказалась открывать пункты пропуска для китайских грузов, идущих через Белоруссию и Россию в Европу, под предлогом учений «Запад – 2025». Арест в те же дни в Греции китайского контейнеровоза стал очередным свидетельством, что странами НАТО принято решение об усилении давления на Китай без официального введения пошлин на его товары.
На этом фоне Китай сразу же начал тестировать регулярные поставки в Европу по Северному морскому пути. При этом Пекин продемонстрировал готовность отправить свой контейнеровоз Istanbul Bridge (с сопровождением в Арктике ледоколами) из крупнейшего в мире китайского порта Нинбо-Чжоушань в Европу (британский Феликстоу) в рамках плана, предусматривающего не разовые, а регулярные рейсы. Эксперты Арктического института в Вашингтоне и издания вроде Politico сразу же стали с тревогой всячески подчеркивать, что цель китайцев – организовать не разовый рейс «из точки в точку» (например, из одного китайского порта в Гамбург или Санкт-Петербург, что уже делалось неоднократно), а именно регулярное сообщение.
Одновременно с этим Пекин продемонстрировал возможность и готовность работать через российский Крым. Как следствие, Financial Times буквально зашлась в истерике из-за того, что в порт Севастополя зашел китайский контейнеровоз «Хен Ян 9», принадлежащий компании Guangxi Changhai Shipping Company. По словам ведущего финансового издания Запада, «это стало беспрецедентным событием, так как раньше китайские суда избегали захода в российские порты на аннексированных территориях».
Журналисты FT также сразу же «выяснили», ссылаясь на некие спутниковые снимки и данные транспондеров, что контейнеровоз заходил в этот крымский порт в сентябре 2025 года уже несколько раз. Эксперты Financial Times с тревогой отмечали, что заходы китайского судна в Севастопольский порт произошли вскоре после того, как в апреле российские власти запустили железнодорожные перевозки грузов в Крым и другие возвращенные территории бывшей УССР, по которым, по мнению нынешнего киевского режима, Москва перевозит продукцию из новых регионов в морские порты, чтобы затем отправлять ее на экспорт.
Все это привело к тому, что уловившие, чем это грозит их планам, англосаксы моментально надавили на Варшаву, а та открыла железнодорожный коридор и транзит с востока на запад еще более спешно, чем закрыла. Об истинной подоплеке, разумеется, никто даже не заикнулся. Произошедшее попытались не очень убедительно выставить победой европейцев над азиатами. Но для недалеких прибалтов и поддерживающих их туповатых потомков тевтонов этого оказалось вполне достаточно.
Дескать, если поляки и англосаксы «продавили» свой интерес на востоке блокировкой границы с РФ и Белоруссией, то прибалты и немцы тоже это смогут. Дескать, а чем литовцы хуже поляков? Как следствие, не успела Польша заикнуться в октябре, что не просто разблокировала свою часть восточной границы ЕС, но еще и откроет дополнительные пункты пропуска (заблокированные несколько лет назад), как жадные литовцы спешно заблокировали свою часть границы и транзит в Калининград.
В отличие от литовских и прочих прибалтийских туземцев, считающих, что выгадают от блокировок для себя хоть что-то в экономическом плане и поэтому стараются задирать соседей на востоке в т. ч. нелепыми и безосновательными заявлениями, их хозяева действуют всё же более осмысленно и рационально. Параллельно блокировкам границ и под шумок подобных заявлений идёт наращивание Германией войск на территории Литвы при поддержке технологических гигантов Запада. Также впервые со времён Второй Мировой войны немцы на постоянной основе развёртывают свои вооруженные силы за рубежом – в Литве это уже полноценная бригада, вооружённая дронами-камикадзе.
Берлин приступил к размещению своей 45-й бронетанковой бригады в Литве в мае 2025 г., аккурат в 80-ю годовщину победы над германским фашизмом. Теперь это постоянно дислоцированное в лимитрофе формирование в 5000 человек (численность постоянно наращивается), созданное на базе 122-го бронетанкового пехотного и 203-го танкового батальонов. Немецкая бригада расположилась на стратегически важном Сувалкском коридоре – узком сухопутном отрезке в несколько десятков километров между Белоруссией и Калининградской областью РФ. Её спешно оснащают сотнями БПЛА-камикадзе, свидетельствующими, что развёртывание НАТО носит не столько оборонительный, сколько наступательный характер.
Сами дроны предоставляют военные стартапы Helsing (HX-2) и Stark (Virtus), а также немецкий военный гигант Rheinmetall (FV-014). Каждая компания получит свою долю от контракта стоимостью около миллиарда долларов.
Компания Helsing, планирующая поставить 6000 ударных БПЛА также и на Украину, возглавляется и поддерживается шведским бизнесменом и основателем Spotify Даниэлем Эком. Вместе с Валленбергами – одной из самых влиятельных промышленных династий Швеции, Д. Эк увеличил инвестиции в местный ВПК сразу же после того, как Швеция, отказавшись от нейтралитета, вступила в НАТО.
Компания Stark, хотя и была основана немногим более года назад, уже пользуется поддержкой очень крупных американских инвесторов, включая соучредителя обслуживающей ЦРУ и другие западные и израильские спецслужбы технологической компании Palantir Питера Тиля и венчурного фонда Sequoia Capital из Кремниевой долины.
Компания Rheinmetall (немецкий артиллерийский гигант) недавно перешла на производство БПЛА и также теперь активно сотрудничает с американскими и израильскими производителями БПЛА Anduril и UVision. Все эти европейские компании и их американские и израильские спонсоры гонятся за огромной прибылью на славянской крови, используя Украину как полигон, в который англосаксы и немцы теперь стремятся превратить всю черноморско-балтийскую «дугу», от Крыма до Балтики.
В Кремле видят приготовления европейцев к войне с Россией, заявил накануне пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. Рост военных бюджетов в ряде стран принесёт ЕС больше вреда, ибо «ведёт к перенапряжению экономики и возымеет потом в среднесрочной перспективе более тяжёлые последствия», заявил Песков. Москва же всегда понимала, что такая опасность существует, поэтому «все меры для обеспечения своих интересов и безопасности принимали заблаговременно».