Причуды Берлемона: директива CSDDD и её главный директор

Катар угрожает прекратить экспорт сжиженного природного газа в Европу

На прошлой неделе Катар второй раз за тридцать дней предупредил Европу, что прекратит экспорт сжиженного природного газа (СПГ), если Евросоюз не смягчит или не отменит директиву о проверке всех цепочек поставок компаний на соответствие так называемым «целям устойчивого развития» (CSDDD). Об этом заявил министр энергетики и главный исполнительный директор катарской государственной нефтегазовой компании QatarEnergy Саад Шерида аль-Кааби. К слову сказать, QatarEnergy входит в список мировых нефтегазовых гигантов. Ее активы оцениваются в 162 миллиарда долларов, по итогам работы в 2023 году она показала выручку в 52 миллиарда долларов и чистую прибыль в 42,6 миллиарда. Деятельность компании – это разведка и добыча углеводородов, а также продажа на экспорт вторичных продуктов переработки, удобрений, изделий из стали и алюминия.

Любопытно, что всего два года назад итальянская энергетическая компания Eni подписала с QatarEnergy контракт на поставку СПГ сроком на 27 лет, и с 2026 года совместное предприятие должно было поставлять в Италию 1 миллион тонн сжиженного природного газа в год. Кроме того, Катар договорился с французской Total и британской Shell на такой же длительный срок на закупку для Нидерландов 3,5 миллиона тонн СПГ в год и столько же для Франции через СП TotalEgergy. Да еще 2 миллиона тонн у королевства должна была закупать Германия через американскую ConocoPhilips. Что же стряслось в «брюссельском королевстве», если поставщик, обеспечивающий 11 процентов газового спроса в ЕС (Россия – 15,7%, по данным Евростата), гневается?

Первый раз, ещё в октябре, QatarEnergy уже грозил Европе прекращением поставок СПГ, «если Европа на самом деле не рассмотрит, как они могут смягчить или отменить директиву CSDD, и по-прежнему будет взимать штраф в размере 5% от общего мирового оборота компании в сфере энергетики. Мы не будем поставлять СПГ в Европу, это точно», предупредил Саад Шерида аль-Кааби на конференции ADIPEC в Абу-Даби. При том что в прошлом году общий доход QatarEnergy составил 52 миллиарда долларов, несложно подсчитать, что штраф в 5% потянет на 2,5 миллиарда в брюссельскую казну. Теперь пора разобраться с самой брюссельской директивой. Тем более что её применение уже на год откладывали, а в мае этого года президент Франции Эммануэль Макрон предложил её вовсе отменить, заявив, что действует в согласии с канцлером Германии Фридрихом Мерцем. 

Итак, директива Европейского cоюза о должной осмотрительности в отношении корпоративной устойчивости (CSDDD 2024/1760) вступила в силу 25 июля прошлого года. Её спустила на Европу с 13 этажа Берлемона «главный директор» фрау Ляйен.

«Содействие устойчивому и ответственному корпоративному поведению в деятельности компаний и в их глобальных цепочках создания стоимости» звучит, конечно, притягательно. Новые правила ЕК (corporate due diligence duty) обязали компании «выявлять и устранять неблагоприятные воздействия на права человека и на окружающую среду, связанные с их деятельностью в Европе и за ее пределами». А 5% от общего мирового оборота в сфере энергетики это штраф за непослушание. 

Бурно хлопавшие в ладоши аналитики, в том числе и российские, с ходу кинулись объяснять, как благодатно отметится CSDDD на позеленение экономики. «Очевидно, что Директива CSDDD после принятия соответствующих нормативных актов на уровне каждой страны выйдет за рамки Европейского союза и станет ещё одним стимулом для бизнеса, уже на глобальном уровне, выстраивать ответственную цепочку поставок. Данный документ является полезным примером по формированию правил комплексной проверки выполнения поставщиками ESG-требований и созданию своих отраслевых правил и норм», – радуется Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Минфина России.

Рано радуется.

Под CSDDD попадают компании, зарегистрированные в ЕС (около 6 тысяч), в которых занято более 1000 сотрудников и глобальный годовой оборот которых составляет более 450 миллионов евро. Плюс крупные компании, зарегистрированные за пределами ЕС (около 900 компаний), с годовым оборотом в Евросоюзе более 450 миллионов евро. Остальные компании микро, малого и среднего бизнеса, хоть и не подпадают под Директиву, могут быть частью цепочки деятельности компаний, подпадающей под неё, и поэтому будут обязаны предоставлять информацию о существующих или потенциальных негативных воздействиях их деятельности на «озеленение» Европы и принимать меры по устранению этих воздействий. Как ни крути, директива действует поголовно. Но…

В Брюсселе даже не заикаются об ограничениях для американских поставщиков СПГ. А если вспомнить, что США под Трампом уже вышли из Парижского соглашения по изменению климата, положения которого обязательны для всех поставщиков газа в ЕС, то такая картина вопиющего протекционизма бьёт по глазам – даже слепой видит, что сделка фон дер Ляйен с Трампом идёт поперёк всех базовых требований директивы CSDDD.

Взглянем на документ поподробней.

Современные технологии производства товаров и услуг заточены на минимизацию затрат и получение максимальной прибыли. Редко кому это надо объяснять. С другой стороны, полвека гиперглобализации довели эту формулу до совершенства, приспособившую под свои нужды как гигантов мирового рынка, так и мелкотравчатых поставщиков всякого рода ресурсов, в том числе и трудовых. Понятно, что не только барыши, но и условия производственной деятельности участников мирового экономического процесса равны быть не могут. И ставить их в одномерную «шкалу осмотрительности» по-брюссельски значит априори лишить этих «недоделанных до стандартов ЕК» инвестиций – ключевого инструмента развития глобального рынка. Кто станет вкладываться в производство, которое Брюссель готов огреть штрафом в 5% от общего мирового оборота в сфере энергетики?

Эксперты, по большей части европейские, согласны с тем, что вступление Директивы в силу с высокой вероятностью изменит конфигурацию между объемом вложений и инвестиций при выборе поставщиков компаниями ЕС: то есть европейцы все осторожнее будут смотреть в сторону поставщиков из непокорных ESG (Environmental, Social, Governance) стран. То есть тех, где экология, социальная ответственность, корпоративное управление, вся эта брюссельская формула «устойчивого развития» бизнеса, оценивающая компании не только по финансовым показателям и влиянию на окружающую среду, но и по тому, как выстроено их внутреннее управление и соответствует ли оно демократическим стандартам Евросоюза. Теперь еврокомпании будут выбирать партнёров, более лояльных требованиям CSDDD, даже не взирая на рост своих издержек. Брюссель им просто выкрутит руки. А за бортом останутся развивающиеся экономики, занимающиеся добычей и первичной переработкой ископаемых и потому загрязняющих окружающую среду, оставляя чистый передел «зеленеющей» Европе. А ещё останутся без инвестиций несогласные согнуться под Берлемон, и российские компании в том числе, если не последуют вслед за «устойчивой» директивой, обрушающей всю прежнюю цепочку поставок эффектом домино.

Пятипроцентная дубинка ЕС грозит не только за выбросы парниковых газов от сжигания ископаемого топлива, производства цемента, выделение метана в животноводстве или выбросов закиси азота от использования удобрений. «Лучшая защита прав человека и окружающей среды», внедрённая Берлемоном, обязует подчиниться всех участников цепочки поставок товаров и услуг в Евросоюз. На сайте Еврокомиссии приведены ключевые положения, представляющие собой набор пустопорожней чепухи вроде лучшего обеспечения прав человека, смягчения результатов изменения климата, экологичного будущего для грядущих поколений, расширенного внедрения инноваций, управления рисками, повышения конкуренции и прочих заезженных штампов. При этом, справедливо считают в Катаре, суть нововведений сводится к требованию включить в управленческий состав компаний-поставщиков представителей других национальностей, нетрадиционной гендерной принадлежности и сексуальной ориентации и платить Европе значительно большие налоги за экологию, пострадавшую в результате добычи, сжижения, доставки и регазификации голубого топлива. А не хочешь платить 5 процентов – расторгай с партнёром деловые отношения. И ещё хуже, если захочешь.

Брюссельская концепция «цепочки деятельности» требует от компании «внедрения процесса должной осмотрительности (комплексной проверки) в отношении партнёров upstream, которые снабжают компанию прямо или косвенно товарами и услугами, необходимыми для производства продукции, и downstream – оказывающих для компании услуги по дистрибуции, транспортировке и хранению продукции». На практике это означает введение особой службы надзора за контрагентами, что-то вроде внутренней разведки, которая гарантирует «лучшую осведомленность о негативных воздействиях компаний на права человека и окружающую среду, снижение рисков ответственности». Можно сколько угодно иронизировать на этот счёт, но то, что новая директива влетит бизнесу в копеечку, совсем не смешно.

Есть там «конфетка» и для развивающихся стран: Брюссель обещает им «устойчивые инвестиции, развитие компетенций и поддержку компаний цепочки создания стоимости, более широкое применение международных стандартов и улучшенные условия жизни людей». Если они согласятся, вылезая из кожи вон и принимая доктрину Европы на свободу от национальной совести, культуры и традиций, понесут на себе дорогое клеймо CSDDD. При том что в Брюсселе не скрывают, что Европейская комиссия планирует выпуск дополнительных руководств по обеспечению соответствия требованиям директивы, включая руководство о том, как проводить комплексную проверку в отношении собственной деятельности и деятельности бизнес-партнеров.

Из-под пера главного директора всех директив Еврокомиссии в последние недели вышла не только Corporate Sustainability Due Diligence Directive, из-за которой Доха готова полностью остановить поставки сжиженного природного газа европейским покупателям. 

Вот ещё одна директива ЕК, не последняя. «ЕС готовится создать специализированный Центр, чтобы противодействовать якобы дезинформации со стороны России, Китая и других стран», – пишет британская газета The Guardian. 8 ноября директиву готовятся опубликовать на этой неделе. Автором инициативы, понятное дело, является глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, хотя глава фракции Австрийской партии свободы (АПС) в Европарламенте Гаральд Вилимски уже прямо обвинил фон дер Ляйен в том, что она хочет создать «теневую» разведку при Генеральном секретариате Европейской комиссии. Под руководством фон дер Ляйен появится новый разведывательный орган, который будет анализировать информацию, собираемую национальными разведывательными агентствами, и это еще один шаг главы ЕК по концентрации тотальной власти в своих руках. Фон дер Ляйен фактически хочет заставить спецслужбы стран-членов ЕС подчиняться Брюсселю, считает Вилимски. «Она создаёт теневую структуру, которая ставит национальные спецслужбы под надзор Брюсселя – без мандата, без прозрачности и без какой-либо легитимизации», – говорится в обращении главы АПС. Эта директива – последняя на 11 ноября, но до новых выборов в Европарламент, когда «директор всех директив» ЕС может смениться, ещё целых 4 года.

Заглавное фото: @trocaire

© Текст доступен по лицензии CC BY 1.0.