В Европе нарастает кризис нефтепереработки

Ключевая причина снижения рентабельности энергетического сектора – прекращение поставок российской нефти.

Крупные европейские нефтеперерабатывающие заводы оказались под угрозой остановки из-за санкций Вашингтона против российского «Лукойла». В Финляндии закрылась крупная сеть АЗС, Болгария и Румыния пытаются что-то предпринять. Возникли риски и для глобального энергорынка.

В конце октября Минфин США включил «Роснефть», «Лукойл» и 34 дочерние структуры этих компаний в очередной пакет санкций.

Lukoil International принадлежат НПЗ в Бургасе, покрывающий 80% потребностей Болгарии в топливе, и Petrotel-Lukoil в Плоешти, на 25% обеспечивающий Румынию. Кроме того, это предприятие поставляет продукцию в Молдавию. Теперь эти заводы могут прекратить работу.

Европейская нефтепереработка и без того входит в кризисное состояние, американские санкции лишь усугубляют надвигающиеся негативные тренды.

«Если не считать пандемию, за восемь месяцев этого года наблюдался самый низкий уровень производства на НПЗ континента с 2009 года», – пишет итальянская газета Corriere della Sera. 

«Европейская нефтеперерабатывающая промышленность сталкивается с постоянно растущим списком проблем: жёсткая внешняя конкуренция как со стороны стран-производителей, так и со стороны развивающихся стран, снижение внутреннего спроса, а возможно, и спроса в США, несоответствие между типом производимой продукции и спросом (например, избыток бензина и нехватка мощностей для производства средних дистиллятов), разработка заменителей, таких как биотопливо. Несмотря на долгосрочную необходимость реструктуризации сектора, как отмечалось Европейской комиссией в рабочем документе 2010 года, европейский рынок, частично сформированный европейским или национальным законодательством, не подаёт правильных сигналов в краткосрочной перспективе. В настоящее время становится всё сложнее обновлять рынок, выходить с него или покидать его. Экономический кризис ещё больше ослабляет сектор», отмечается в докладе французского Института международных отношений (IFRI). 

Эта ситуация представляет собой, как указывают французские эксперты, не только проблему для промышленности, связанную с сохранением рабочих мест и повышением конкурентоспособности европейских компаний. С энергетической точки зрения закрытие или передача многих европейских НПЗ иностранным компаниям из развивающихся или нефтедобывающих стран поднимает вопрос о безопасности поставок нефтепродуктов в Европу. Евросоюз становится «всё более зависимым от импорта нефтепродуктов на далёком от совершенства мировом рынке».

«Золотой век европейских нефтепереработчиков подходит к концу из-за падения спроса». TotalEnergies, крупнейшая европейская нефтеперерабатывающая компания, зафиксировала 34%-ное квартальное падение операционной прибыли своего нефтеперерабатывающего и химического бизнеса из-за снижения рентабельности переработки сырой нефти в такие виды топлива, как дизельное топливо, бензин и авиакеросин. Финская компания Neste сообщает о первом чистом убытке за десятилетие, пишет Reuters. 

«Поскольку “золотая эра нефтепереработки” в Европе подходит к концу, ее сектор переработки нефти вскоре может оказаться в состоянии ожидания беспрецедентной волны закрытий производственных мощностей, поскольку неблагоприятные факторы энергетического перехода начинают сказываться.

Германия, сердце европейской нефтепереработки, оказалась в авангарде объявленных закрытий мощностей: Shell планирует прекратить переработку сырой нефти на своём заводе в Весселинге к 2025 году, а BP планирует сократить мощности в Гельзенкирхене на треть. Тем временем итальянский завод в Ливорно приостановил переработку сырой нефти, а британский завод в Грейнджмуте может быть закрыт.

Ранние заявления о сокращении мощностей, вероятно, приведут к более широкой волне преобразований, поскольку нефтеперерабатывающие заводы переключат свое внимание с рекордной маржи переработки на меняющиеся модели спроса и долгосрочные, экзистенциальные вопросы о будущем сектора», отмечает S&P Global. 

Исходя из ожидаемого избытка мощностей по переработке нефтепродуктов, Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозирует, что к 2030 году в Европе под угрозой закрытия могут оказаться около 1–1,5 млн баррелей в день, что значительно превышает предыдущий средний показатель закрытий в 220 000 баррелей в день в год.

По прогнозам Commodity Insights, цены на нефтепереработку в Северо-Западной Европе могут снизиться с $25,45/барр. в 2024 г. до $16,27/барр. к 2026 году. 

Столкнувшись с перспективой снижения рентабельности, многие нефтеперерабатывающие заводы просто решили закрыть свои европейские НПЗ и переключить внимание на другие регионы. ExxonMobil сократила свои мощности в Западной Европе примерно на треть с 2000 года, в то время как Shell пообещала «оптимизировать» свой европейский бизнес, ограничив его двумя НПЗ, сосредоточившись вместо этого на Северной Америке и Китае.

По прогнозам Commodity Insights, уровень загрузки европейских НПЗ снизится с примерно 84% в 2024 году до 81% в 2027 году, поскольку нефтеперерабатывающие заводы будут адаптироваться к условиям более низкой маржи, что приведет к ускорению закрытий в период с 2029 по 2030 год.

По прогнозам Commodity Insights, в 2029–2030 годах может быть закрыто около одного миллиона баррелей в сутки, что более чем вдвое превышает 473 тысяч баррелей в сутки после финансового кризиса (2007–2009 годы) и значительно превышает 656 тысяч баррелей в сутки, закрытых из-за пандемии COVID-19 (2019–2021 годы).

Ряд европейских НПЗ переключились на производство биотоплива.

НПЗ в Ливорно стал последним из нескольких итальянских нефтеперерабатывающих заводов, запланированных к переоборудованию в заводы по производству биотоплива, во Франции НПЗ La Med и Grandpuits также были переоборудованы в биоперерабатывающие заводы.

Однако недавнее падение доходности биотоплива «резко снизило инвестиционный аппетит, поскольку компании не смогли получить прибыль от крупных ставок на возобновляемые источники энергии, хотя заинтересованные стороны настаивают на том, что приостановленные проекты будут возобновлены по мере улучшения коммерческой ситуации», как отмечает S&P Global.

Но «коммерческая ситуация» в обозримой перспективе никоим образом не улучшится.

На фоне кризиса в нефтепереработке в Европе образовался острый дефицит авиационного топлива.

«Призрак дефицита керосина для авиатоплива бродит по европейским аэропортам . И если авиакомпании могут заправляться без существенных перебоев, то это благодаря тому, что всё более значительные недостающие поставки ежедневно поступают с Ближнего Востока, из Индии и Восточной Азии. В то время как в Европе закрываются нефтеперерабатывающие заводы, местное производство авиатоплива сокращается из-за его меньшей рентабельности, экологические нормы вынуждают всё больше использовать биотопливо (которого не хватает и которое стоит в пять раз дороже), а санкции против России снижают его доступность в соседних странах», – пишет Corriere della Sera.

Производство авиатоплива в Европе за первые восемь месяцев этого года сократилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и на целых 14% по сравнению с 2019 годом, составив 20,2 млн тонн по сравнению с 23,5 млн тонн в 2019 году.

«Европа сталкивается с постоянным и растущим дефицитом поставок авиатоплива, – сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта. – Эта ситуация значительно усилила зависимость от импорта, усугубляя отрицательное сальдо между производством и спросом, а прогнозы на 2025 год указывают на длительный и усугубляющийся дефицит»

Ключевая причина снижения рентабельности европейской нефтепереработки – прекращение поставок российской нефти.

Недавно Совет Европейского союза принял постановление, согласно которому с 1 января 2026 года вводится полный запрет на транзит российского природного газа через территорию ЕС в третьи страны. Помимо этого, в стадии обсуждения находится аналогичный запрет – только уже на покупку и импорт российской нефти. Как обещают в Брюсселе, это запрет в случае согласования может вступить в силу с 1 января 2028 года.

Что тут скажешь?

Если евробюрократам нравится углублять деиндустриализацию Старого Света в угоду заокеанскому обкому, то, образно выражаясь, красиво загнивать не запретишь.

Ну а в Вашингтон за очередными инструкциями по обнулению своей индустрии евробюрократы будут летать на американском керосине.

Другие материалы