Израиль замыслил и начал последовательную реализацию собственного видения будущего Ближнего Востока, Азии и Африки. Такой вывод невольно напрашивается на фоне недавнего признания Западным Иерусалимом Сомалиленда и последовавшего за ним официального визита главы израильского МИД Гидеона Саара.

Напомним, после разразившейся в самом начале 1990-х годов гражданской войны, Сомали фактически прекратило существование в качестве единого государства. Де-факто государственные образования Сомалиленд (бывшее британское Сомали) и Пунтленд на севере страны с 1991 года не подчиняются центральному правительству, объявили о выходе из состава Сомали на фоне распада центральной власти и гражданской войны. Несмотря на относительную внутреннюю стабильность региона и некое подобие дееспособных государственных структур, он так и не получил международного признания, поскольку подавляющее большинство государств мира придерживаются принципа сохранения территориальной целостности Федеративной Республики Сомали.

Территория бывшего итальянского Сомали де-факто разделена на этноплеменные образования Гальмудуг и Мудуг, Хеман и Хеб, Джубалэнд и другие. Значительные территории контролируются радикальными исламистами из запрещённой в России террористической группировки «Аш-Шабаб», близкими к запрещённому в России «Исламскому государству», либо же боевиками запрещённой в России «Аль-Каиды». Некоторые приморские районы контролируются местными пиратами, промышляющими на путях международной морской торговли. Отдельные части страны контролируются миротворцами под флагом Африканского союза из Кении, Уганды или Эфиопии, продвигающими на территории страны свои экономические и иные интересы. Центральное правительство в Могадишо заручилось военной и иной поддержкой правительства Реджепа Эрдогана, в то время как Сомалиленд последовательно развивает связи с израильтянами, отношения которых с Турцией в последние годы окончательно разладились. Визит Саара местные медиа поспешили окрестить «историческим», ибо его вояж был призван определить основные направления расширения сотрудничества в сельском хозяйстве, здравоохранении, технологиях и экономике, отмечает Israel Today. Более того, во время визита Саар заявил, что «в отличие от Палестины, Сомалиленд не является виртуальным государством».

Ожидается, что президент признанного Сомалиленда Абдуррахман Мухаммед Абдуллахи побывает с ответным визитом у Биньямина Нетаньяху, с вероятной перспективной присоединения де-факто африканской страны к Авраамовым соглашениям.
Согласно имеющейся информации, прибрежные районы Аденского залива могут быть использованы силами ЦАХАЛ для обстрелов и диверсионно-террористических акций против лидеров йеменского движения «Ансар Алла». Некоторые наблюдатели небезосновательно полагают, что режим Нетаньяху вполне сознательно проводит курс, с одной стороны, на расчленение независимых государств, а с другой – на провоцирование разногласий внутри исламского мира и, кажется, небезуспешно.

27 декабря в Дохе 21 арабская, исламская и африканская страна, а также Организация исламского сотрудничества (ОИС) опубликовали совместное заявление, в котором категорически отвергли решение Израиля от 26 декабря о признании самопровозглашённого региона Сомалиленд в качестве независимого государства. В этом государства опирались на Устав ООН, прямо запрещающий признание отделившихся территорий в обход согласия центральных властей и международных механизмов. Подписи под документом оставили Катар, Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Иран, Турция, Пакистан, Нигерия, Джибути, Судан, Йемен, Палестина, разумеется, само Сомали (Могадишо) и ряд других государств. В то же время показательно отсутствие подписей представителей государств – участников соглашений Авраама, а именно ОАЭ, Бахрейна, Марокко, а также Ливана и Сирии.
Таким образом, Израиль теперь далеко не одинок в своих попытках растащить регион по разным геополитическим «углам». Абу-Даби, активно выстраивающие логистические схемы в регионе, давно поддерживает особые отношения с Сомалилендом. В порту Бербера расположен крупный опорный пункт Эмиратов. По некоторым данным, ОАЭ не ограничиваются активностью в Сомали, и их конечная цель – создание морской империи в регионе Красного моря и Африканского Рога.

Текущие региональные расклады таят потенциальную угрозу интересам Турции. Как упоминалось выше, более десяти лет Анкара оказывает значительную финансовую и военную помощь так называемому центральному правительству Сомали в Могадишо, создавая на подконтрольной ему части территории страны военные и иные объекты, вплоть до космодрома. Очевидно, этими соображениями и продиктована официальная позиция Ак-Сарая и турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. По его словам, признанием Сомалиленда Израиль пытается дестабилизровать Африканский Рог. «Сохранение целостности Сомали при любых обстоятельствах является для нас приоритетным вопросом», – заверил турецкий лидер под занавес ушедшего 2025 года, принимая на берегах Босфора президента Сомали Хасана Шейха Махмуда. В ходе аудиенции Эрдоган объявил о планах турецкой стороны начать буровые работы в африканской стране в 2026 году. Известно, что речь идет о работах в водах Сомали в феврале в рамках первого за рубежом проекта по глубоководному исследованию энергии. Бурение будет проводить судно Cagri Bey в прибрежных районах территориальных вод Сомали. Детали о потенциальных запасах и масштабе инвестиций министр энергетики Альпарслан Байрактар пока не раскрыл.
Для Турции Сомали – подлинный ключ и ворота в Африку, учитывая геостратегическое положение страны, имеющей выход к мировому океану, а следовательно – логистически доступной для турецкого флота. Играет значение в этом контексте и другие обстоятельство – заинтересованность Ак-Сарая в контроле и влиянии на потенциальные торговые и ресурсные маршруты из Сомали в сторону Сахеля и к берегам Атлантики.

Турецкие спецназовцы в Сомали
Не приходится сомневаться, что турки будут планомерно противодействовать любым сепаратистским проектам, направленным на подрыв их влияния в регионе, стремясь обрести поддержку со стороны ситуативных партнеров и местных сил. Кстати, недавно британский журналист-расследователь Джуди МакИнтайр сообщил, что признание Израилем независимости самопровозглашённого Сомалиленда спровоцировало волну протестов и арестов, вопреки реляциям о якобы всеобщей поддержке.
МакИнтайр отверг версию о внезапном одобрении сделки миллионами мусульман Африканского Рога, назвав её «фабрикацией». По его словам, многие жители испытывают шок и возмущение, связывая Нетаньяху с событиями в Газе. Он также указал на ролики в TikTok, где небольшие группы людей в Харгейсе размахивают флагами Израиля, подчёркивая, что это не отражает настроений большинства. Вскоре после объявления о признании Сомалиленда в Харгейсу прибыли из Эфиопии израильские «журналисты», на поверку оказавшиеся бывшими военнослужащими ЦАХАЛ. Нетаньяху поблагодарил главу разведки МОССАД Давида Барнеа за «годы тихого участия» в сделке, тогда как власти Сомалиленда отвергли слухи о размещении контингентов ЦАХАЛ в порту Бербера, либо о приёме палестинских переселенцев.

На этом фоне совершенно очевидно, что турки будут активно использовать антиимпериалисическую и пансисламистскую риторику в рамках противодействия Израилю и ОАЭ на Африканском Роге. При этом Анкара с высокой долей вероятности будет делать ставку на расширение «мусульманской» солидарности с последующим объединением в те или иные форматы. Пока турецкие позиции на Африканском континенте существенно крепче израильских по многим параметрам и измерениям.