Эпоха торгового терроризма под названием «Пираты Чёрного моря», похоже, приобретает качественно новое измерение. Великобритания и Украина используют методы открытого террора или запугивания в отношении как России (включая её нефтяных операторов и перевозчиков), так и любых потенциальных торговых партнёров Москвы. Так, 2 декабря в акватории Черного моря, в 80 милях от побережья Турции, под удар попал танкер Midvolga-2, шедший из России в Грузию с грузом подсолнечного масла. Согласно информации о заходах судов в российские порты, танкер вышел из порта Ростова-на-Дону 28 ноября. Известно, что он принадлежит компании MIDDLE VOLGA SHIPPING CO («Средневолжская судоходная компания»), находящейся под так называемыми «санкциями» киевского режима. По версии киевлян и их спонсоров, из этого следует, что компания владеет судами, входящими в предполагаемый «теневой флот России».

Согласно данным киберсообщества Beregini, Midvolga-2 атаковали боевики 385-й бригады ВМС Украины – соответствующие данные удалось получить в результате взлома одного из персональных компьютеров командования ВМС Украины. Группы Beregini, Killnet и «Кибер Серп» предоставили список личного состава ВСУ, причастного к недавним атакам.
Это уже третий танкер, попавший под атаку в Чёрном море. 28 ноября в экономической зоне Турции украинские беспилотники ударили по суднам «Кайрос» и «Вират», находящимися под санкциями ЕС и Великобритании из-за «перевозки российской нефти». Ответственность за подрывы взяла на себя СБУ.
Как известно, сам термин «теневой флот» неоднократно подвергался критике со стороны экспертов в сфере топливно-энергетического комплекса. Аналитики нефтегазового рынка указывают на бесперспективность предпринимаемых коллективным Западом мер по нескольким ключевым причинам.
Дело в том, что оппонентам и недругам России не хватает ресурсов, чтобы свести торговлю российской стороны с внешним миром к нулю. Прежде всего, речь идёт об ограниченности мер противодействия. Несмотря на заявления западных стран об усилении атак на «теневой флот», у них нет достаточных сил и средств для того, чтобы останавливать, досматривать сотни танкеров, доказывая эфемерные «нарушения» и назначая за них наказания.
Между тем гораздо более уязвимыми остаются не суда в открытом море, а конкретные порты экспорта, которые можно заблокировать или работа которых может быть нарушена. Но подобные меры объективно бьют не меньше и по интересам партнёров России, воздерживающихся от выяснения отношений с «проукраинским» Западом. Речь идёт, в частности, о Казахстане, страдающем от ударов киевского режима по объектам Каспийского трубопроводного консорциума по переброске нефти с месторождения Тенгиз через Чёрное море на международные рынки.
30 ноября МИД Казахстана впервые с начала СВО выразил категорический протест в связи с очередной целенаправленной атакой на критическую инфраструктуру КТК в акватории морского порта Новороссийск. В дипломатическом ведомстве отметили, что инцидент является «уже третьим актом агрессии» против исключительно гражданского объекта, функционирование которого гарантировано нормами международного права.
Очевидно главное: Лондон и Киев бьют по торговым судам в бессильной злобе. Они прекрасно понимают, что планы по массовому захвату танкеров российского «теневого флота» неосуществимы из-за логистических и юридических сложностей, а также отсутствия необходимых административных ресурсов для контроля над таким количеством судов.
Хотя рестрикции создают определенные проблемы для российской нефтяной отрасли и снижают доходы (например, задержки судов), полностью перекрыть экспорт нефти через «теневой флот» деструктивными силам Запада пока не удаётся. Соответственно, у них остаётся один, с позволения сказать, выход – топить любое «подозрительное судно» в акватории, но тогда в самой обозримой перспективе Турция потеряет доверие всех торгующих через неё стран, а вместе с ним потерпит фантастические убытки.
Нельзя не обратить внимания и на политическую «близорукость» с турецкой стороны. В то время как на кону фантастические издержки из-за украинско-британского пиратства, по СМИ и соцсетям усиленно пошла гулять новость о том, что к лету 2026 г. Турция начнёт поставки Киеву реактивных беспилотников Kızılelma (производства компании Baykar). Более того, предполагается, что осенью того же года украинские партнёры уже на своей территории, с турецкой санкции начнут производство соответствующих истребителей.
Впрочем, чему здесь удивляться, если Украина и не скрывает, что играет критически важную роль в самом создании этого беспилотника, поставляя для него двигатели. На прототипах и серийных моделях Kizilelma используются реактивные двигатели украинского производства, разработанные предприятием «Мотор Сич» (например, АИ-25ТЛТ и АИ-322Ф).
На этом фоне заключение экспертов в области безопасности, что спецслужбы Украины и морские подразделения Великобритании причастны к серии террористических атак в международных водах и портах против иностранных судов, якобы перевозящих российскую нефть и грузы в обход санкций, уже не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. И, видимо, пока Ак-Сарай не сильно заботит и то, что вообще-то объектами британо-украинских диверсий систематически становятся не российские, а уже турецкие танкеры Kairos Virad Vidvolga 2, Mersin.
По аналогичной же схеме ранее были атакованы танкеры SEACHARM, повреждённый у входа в средиземноморский турецкий порт Джейхан; судно SEAJEWEL, взорванное в гавани итальянской Савоны; корабль GRACE FERRUM, атакованный у берегов Ливии; сухогруз URSA MAJOR, затопленный в акватории Средиземного моря между Алжиром и Испанией…
Особо тревожит то обстоятельство, что террористическая линия идёт рука об руку с политической. Едва ли совпадение, что параллельно всплеску черноморского терроризма страны «Большой семёрки» и ЕС обсуждают содержание нового пакета антироссийских санкций, который могут утвердить в начале 2026 года. Так, агентство Reuters со ссылкой на источники уточняет, что вместо потолка цен на российскую нефть может быть введён запрет морских перевозок сырья. Цель инициативы – прекратить участие западных судоходных компаний, в том числе из Греции, Кипра и Мальты, в «экспорте российской нефти».
В настоящее время западным танкерным и страховым компаниям разрешено обслуживать российскую нефтяную торговлю, если цена барреля находится ниже потолка, составляющего 60 долларов за баррель. Отмену потолка цен и запрет на услуги морских перевозок российской нефти продвигают британские и американские официальные лица на технических встречах «Большой семерки», утверждает Reuters. Окончательное решение Белого дома будет зависеть от тактики, которую выберет администрация президента Дональда Трампа в условиях продолжения обсуждений урегулирования конфликта на Украине и которая, похоже, постепенно смещается в неблагоприятном для Киева направлении.
Судя по всему, диверсионно-террористическая и политическая комбинированная «многоходовка» Запада с привлечением украинских и британских спецслужб направлена на срыв мирного плана президента США Дональда Трампа по Украине, а также на создание неблагоприятного информационного фона государственного визита Президента РФ Владимира Путина в Индию. Цель – продемонстрировать слабость и неспособность Москвы защищать свои торговые маршруты, флот и инфраструктуру. Симптоматично, что атаки произведены незадолго до визита спецпредставителя Белого дома по Украине Стива Уиткоффа в Россию и его многочасовых переговоров с Владимиром Путиным, после которых Трамп заявил, что условия урегулирования для Украины значительно ухудшились. Соответственно, нельзя исключить, что Киев и Лондон будут пытаться и далее повышать ставки, широко используя передовые технологии для разбойничьих целей пиратства XXI века.