В конце ноября в Литве горела атомная станция. Трагедия произошла в первичном комплексе по обработке радиоактивных отходов Игналинской АЭС. Несколько часов пламя пожара бушевало 25 ноября в охраняемой зоне станции в отдельном комплексе по управлению радиоактивными отходами (здание 130), находящемся в более чем 250 метрах от основных блоков АЭС. Именно в этом комплексе проводится первичная дезактивация класса А, с минимальным количеством радиоактивных отходов. Пожарные прибыли на место в 16:40, а полностью потушить пожар удалось только в 19:07.

Власти Вильнюса об инциденте стараются не особо распространяться. Разве что их пропагандисты «успокоительно» сообщили, что радиационной опасности для окружающей среды и человека нет, а показатели замеров на месте не превысили установленные нормы. Выбросов также не зафиксировали. Между тем ведь это далеко не первая авария на Игналинской АЭС, опасные инциденты (и это только те, о которых известно) имели место: в августе 2005 г. (из-за ошибки персонала отключился 2-й блок Игналинской АЭС), 27.09.2006 г. (из-за неисправности был остановлен турбогенератор одного из реакторов), 8.11.2007 г. (короткое замыкание вывело из строя один из генераторов), 5 октября 2010 г. (авария в помещении главных циркуляционных насосов ИАЭС, в 2017 г. (обнаружено опасное загрязнение канализационных вод тритием), 1.04.2018 г. (в горячей камере 2-го блока часть одной сборки отработанного ядерного топлива отцепилась от используемого подъемного механизма и осталась на дне горячей камеры)...
Европейские экологи и прочие якобы озабоченные зелёными проблемами депутаты Евросоюза, включая представителей Латвии, возле которой стоит Игналинская АЭС, проблему пожара на объекте с радиационными материалами вообще не упомянули, т.е. полностью замолчали. И это при том, что Риге стоило хотя бы поинтересоваться у Вильнюса после ядерного инцидента и ветра, дующего примерно в сторону Латвии, как на Игналинской АЭС обстоят дела и чем обусловлена проблема.
Таким образом, стремление Литвы угодить Евросоюзу и его чиновникам сегодня оборачивается не только уничтожением самой Игналинской АЭС, которую хотят превратить в ядерный могильник для всей Европы, но и жёстким дефицитом электроэнергии, а также угрозой отравления соседей. Напомним, объект расположен не только возле Латвии, но и всего в 4 километрах от границы Республики Беларусь, при этом Вильнюс официально уведомил белорусское МЧС о пожаре на АЭС только спустя 5 дней после аварии – 30 ноября.
У нынешнего режима Литвы был шанс обрести энергетическую независимость с Игналинской АЭС, но вместо этого он выбрал огромные тарифы для населения и ядерный могильник, который инцидентами, подобными вышеописанному, создает угрозу для безопасности всего региона. Также благодаря нынешним властям Литвы эта республика за годы независимости прошла путь от производителя и экспортера электричества до в буквальном смысле энергетического паразита и угрозы региону на долгие десятилетия вперед.
Одна из проблем на будущее заключается в том, что процесс демонтажа Игналинской АЭС идёт не только не очень качественно, но и весьма неспешно. К концу 2024 года на ней было демонтировано около 77 тысяч тонн оборудования и конструкций, или 44% от общего запланированного объема. Предстоит демонтировать еще 103 тысячи тонн оборудования, причем к самому сложному этапу – демонтажу реакторов, Литва пока даже не приступала. Завершение работ по выводу из эксплуатации Игналинской АЭС намечено на 2038 год.
При этом новую атомную станцию вместо «советской» Литва от европейцев так и не получила. Зато выбытие мощного энергетического объекта сделало ее крайне зависимой от импорта электроэнергии. Обычные жители не хотели закрывать Игналинскую станцию, поскольку даже на обывательском уровне понимали, что это приведет к существенному росту цен на электричество.
Как следствие, из-за политического выбора нынешнего вильнюсского режима в маленькой, но «гордой» республике уже пришлось столкнуться с огромными экономическими последствиями, которые невозможно преодолеть до сих пор (особенно в условиях мирового энергокризиса в большинстве стран Европы). А её соседям придётся реагировать на угрозы экологических катастроф и отравлений на долгие десятилетия вперед.