Китайские ОПГ - угроза развитию экономических связей России с КНР

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Первое десятилетие нового века ознаменовано беспрецедентным расширением сотрудничества между Россией и Китаем, укреплением взаимодействия двух стран в различных областях, в том числе значительным  ростом показателей двусторонней торговли.

Новый импульс дальнейшему развитию взаимовыгодных связей дал состоявшийся в сентябре 2010 года государственный визит в Китайскую Народную Республику Президента России Дмитрия Медведева. Итоги поездки получили высокую оценку как на официальном уровне, так и в экспертных кругах. Подписаны документы, значение которых выходит за рамки двусторонних отношений. В их числе Совместное заявление о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнёрства и стратегического взаимодействия, Совместное заявление в связи с 65-летием окончания Второй мировой войны, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашение о стратегическом взаимодействии в области мирного использования атомной энергии, Контракт на Технический проект сооружения блоков №3 и №4 Тяньваньской атомной электростанции, Генеральное соглашение о взаимоотношениях и сотрудничестве при осуществлении поставок нефти по нефтепроводу Сковородино – Мохэ.

В интервью ведущему изданию КНР газете «Жэньминь жибао» Дмитрий Медведев отметил в дни своего визита, что никогда ранее двусторонние связи не характеризовались столь высоким уровнем взаимного доверия. Российский президент подчеркнул, что отношения с Китайской Народной Республикой были и остаются одним из приоритетов российской внешней политики.

Однако на фоне этих вдохновляющих шагов, предпринятых политическим руководством России и Китая, стали обостряться некоторые старые проблемы, невнимание к  которым рискует поставить под удар всю положительную динамику российско-китайских торгово-экономических отношений и подорвать кредит взаимного доверия.

С начала 2000-х гг., особенно в последние два-три года, российские правоохранительные органы стали фиксировать рост преступлений экономического характера на канале внешней торговли с Китаем. Эти правонарушения характеризуются сложными финансовыми схемами и техническими ухищрениями, использованием современных интернет-технологий, электронных платежных систем, глубокими знаниями в области финансового мониторинга и биржевого дела. Повышенное внимание китайских организованных преступных группировок (ОПГ) к российскому бизнесу обусловлено, в первую очередь, благоприятными экономическими условиями и стабильно высоким интересом предпринимателей из Российской Федерации к работе с Китаем.

Одной из наиболее влиятельных ОПГ, действующих на указанном направлении, является тяньцзиньско-хэбэйская группировка, которая базируется в городах Тяньцзинь и Шицзячжуан и располагает «филиалами» в Пекине, Харбине и провинции Гуандун. Она специализируется на заключении контрактов с российскими компаниями в расчете на получение авансовых платежей на сумму от 10 до 50 тысяч долларов США. Предпринимателям по каналам Интернета направляется ложная информация о ценах на промышленную продукцию. После получения денежных средств из России эти «партнеры» мгновенно исчезают. В настоящее время они присутствуют, прежде всего, на китайском рынке химических товаров, в сфере логистики, консалтинга и посреднического менеджмента.

Другой распространенной формой преступной активности тяньцзиньско-хэбэйской ОПГ является заключение экспортных сделок в пределах 300-500 тысяч долларов США на поставку за рубеж китайского сырья, автозапчастей и машинно-технической продукции. После получения перечислений из России импортерам отправляется дешевый некачественный товар, подкрепленный полученными мошенническим путем сертификатами SGS и других организаций подобного профиля. Такие подконтрольные ОПГ фирмы действуют достаточно длительный период и, как правило, исчезают на начальном этапе процессуальных разбирательств с ними по фактам совершенных преступлений. Кстати, в случаях с мошенническим использованием сертификатов SGS серьезно страдает репутация самой Société Générale de Surveillance -  организации, занимающей ведущие мировые позиции в сфере экспертизы, сертификации и выдачи экспортно-импортной документации.

Массовый характер носят мошеннические действия в виде заключения контрактов под несуществующий стоковый экспортный товар. Путем незаконного проникновения в компьютерные сети китайская ОПГ становится обладателем переписки между компаниями России и КНР, которые специализируются на торговых операциях с невостребованным экспортным товаром. Получив необходимые данные, ОПГ предлагает российским контрагентам более выгодные условия поставки товара и после получения от них предоплаты китайские «бизнесмены» пропадают. Основные сферы деятельности здесь – торговля стройматериалами, сантехникой, электроникой, бытовой техникой, одеждой, обувью, продуктами питания и мебелью. Сумма контрактов в среднем составляет 150-200 тысяч долларов США.

По мере развития фондового рынка КНР фиксируется рост противоправных действий китайских ОПГ и в этой области. В частности, российским предпринимателям предлагается вложить в акции от 500 тысяч долларов США на срок до 12 месяцев под 100 и более процентов годовых. После получения денежных средств через три-четыре месяца китайские «партнеры» объявляют о существенном падении котировок на акции и понесенных ими убытках, а затем исчезают.

Массовый характер принимают также махинации в сфере регистрации патентов и товарных знаков в КНР, инвестиций в китайский рынок недвижимости, заключения договоров на осуществление маркетинговых и юридических услуг, предоставление консультаций и мониторинга.

С сожалением приходится констатировать, что волна преступлений в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности с Китаем не вызывает должной реакции со стороны Министерства общественной безопасности (МОБ) КНР. Более того, территориальные подразделения министерства в Тяньцзине и Шицзячжуане по непонятным причинам отказываются принимать заявления и обращения российских и иностранных граждан в отношении мошеннических действий местных компаний, отсылая их в судебные инстанции. В устном порядке даются объяснения такого рода, что МОБ, дескать, не занимается делами, имеющими финансово-экономический криминальный характер, если сумма ущерба не превышает 300 тысяч юаней (около 45 тысяч долларов США). В остальных случаях возбуждение уголовного дела по заявлению иностранного представителя происходит при наличии указаний вышестоящих органов из Пекина.

На фоне энергичных усилий руководителей России и Китая по наращиванию объемов двусторонней торговли противоправная деятельность китайских ОПГ на канале внешней торговли с Российской Федерацией наносит серьезный ущерб развитию экономических связей между двумя странами. Игнорирование китайской стороной фактов совершаемых преступлений грозит подрывом репутации китайского бизнеса как в российском деловом сообществе, так и на международной арене.