Не рано ли прощаться с госкапитализмом? (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Развивая тему преждевременного отказа России от госкапитализма, нужно отметить ещё один срез такой политики. Расширение сферы госкапитализма в мировой экономике не только даёт некоторые дополнительные возможности странам, опирающимся на госкапиталистическую модель (и их партнёрам), но и ставит российское хозяйство и общество перед целым рядом внутренних и внешних угроз – в случае нового приступа либеральной горячки…

«Азиатский клуб развития» принципиально отличается от так называемых переходных экономик Европы и отчасти Центральной Азии. Стремительно набирая вес в мировом хозяйстве и международной политике, этот клуб, так же как и Запад, различает «своих» и «чужих» в современном мире. А повышенная конкурентоспособность «клуба» в обрабатывающей промышленности (достигнутая в том числе и с помощью западных ТНК) взывает к самому тщательному взвешиванию последствий дальнейших шагов по «более глубокой интеграции в мировую экономику», которая обычно сопровождает либеральную горячку в России. И если западные тяжеловесы могут оказывать на страны государственного капитализма достаточное давление в силу объема собственных рынков, то у России такой рычаг отсутствует – ещё и потому, что немалая часть импорта с Востока идёт через западных посредников. По этой причине вновь встаёт вопрос о своевременности форсированного вступления в ВТО, «не считаясь с мелочами». (1)

Госкапитализм, даже если полагать его прелюдией к экономике современного западного типа (которая проигрывает Востоку), ещё не выполнил в России своих задач в силу, повторю, своей недостаточности и непоследовательности. Дело во многом упирается в качество и эффективность госсектора – и здесь есть достаточно места для  взвешенного компромисса между «государственниками» и «либералами».

Замечу, что совершенно несправедливо применительно, например, к современному Китаю отождествлять госсектор с некой архаикой, заведомо неэффективной, коррумпированной сферой и т.п. 

Нынешнее состояние, эффективность и перспективы госсектора в Китае можно оценивать по-разному. Приведу для начала один, возможно, не вполне стандартный критерий. В Шанхае наших дней свыше 80% выпускников вузов, судя по опросам, предпочли бы работать в госсекторе. Говоря другими словами, в не самом бедном городе планеты, международном финансовом центре и коммерческом ядре старого Китая, где объём спроса на выпускников вузов со стороны частного национального и иностранного капитала сегодня существенно превосходит потребности госсектора, последний, с точки зрения молодежи, выглядит намного привлекательнее. Особых материальных благ, заметим, работа в госсекторе на старте карьеры не сулит. По-видимому, дело в другом.   

Предположу, что работа в госсекторе привлекает шанхайскую молодежь не только стабильностью и возможностью терпеливого строительства собственного будущего (в традиционном китайском или японском духе), сколько, без всякого преувеличения, глобальным масштабом свершений, производимых этой частью хозяйства Китая и возможностью лично приобщиться к «сильной команде» (уже в духе спортивно-американском).

Реформы госсектора и госбанков в КНР можно считать успешно завершившимися в том смысле, что это теперь уже преимущественно акционерные корпорации. Акционирование предприятий госсектора в Китае при некоторых издержках определялось, как считают исследователи, интересами государства.(2) В целом современные китайские корпорации представляют собой эффективные (прибыльные) предприятия с высокой капиталовооруженностью, мощной базой НИОКР и крепнущими мирохозяйственными позициями. На внутреннем рынке Китая, действуя в относительно конкурентной среде, ведущие промышленные и коммуникационные компании, контролируемые государством, удерживают ключевые и наиболее технологичные отрасли. Госбанки просто доминируют на внутреннем рынке.

При этом значительное сокращение персонала в госсекторе на рубеже веков, а затем изменение имущественного статуса госпредприятий и их частичная приватизация последовали за двадцатилетним периодом развития рыночных отношений и активного привлечения иностранного капитала. В результате окрепший и быстро росший частный сектор в некоторой степени амортизировал негативные социальные и политические последствия резкого уменьшения занятости на госпредприятиях во время их реформы на рубеже веков, а также обеспечивал достаточно удачное размещение акций в дальнейшем – в ходе «народных IPO».

В результате грубое деление хозяйства современного Китая на частный и государственный сектор (не вполне корректное из-за наличия акционерного массива и других смешанных экономических форм) выявляет несколько непривычную для «переходных» стран картину: эффективность, масштаб, новации, творчество оказываются сосредоточенными скорее в госсекторе. В частном же секторе много стандартного, мелкого, несложного и вдобавок неустойчивого. В этой инверсии (с привычной западной точки зрения), быть может, и часть ответа на вопрос, почему многим Китай представляется наиболее последовательным «модернизатором» экономики.

Помимо прочего, ведущим предприятиям госсектора нет нужды в коррупционных связях внутри страны: чиновники и так «берут под козырек». Есть, понятное дело, известные противоречия между интересами центра и провинций, но и здесь процедуры согласований не содержат значительного «теневого» компонента. Совсем другая ситуация в отношениях частников и чиновничества.

В связях госсектора с общественностью появляются новые проблемы. Так, весной-летом 2010 г. на несколько месяцев были заморожены работы на одном из трубопроводов Китайской национальной нефтегазовой корпорации – из-за протестов населения и экологических организаций. Хватает критики корпораций и в печати. Однако в целом их имидж в стране – позитивный.

Китайские корпорации привлекают симпатии и своей активной зарубежной деятельностью – ведь внешнеэкономическая экспансия КНР, бурно развернувшаяся в новом веке, преимущественно опирается на госсектор. Хорошо координируется инвестиционная и подрядная деятельность за рубежом, «пакетное» сотрудничество с иностранными государствами включает кредиты банков развития и суверенных фондов, крупные программы обменов в сфере образования, науки, культуры и здравоохранения, а нередко дополняется и усилиями косвенно контролируемых Пекином частных структур Гонконга. При этом китайские корпорации действуют напористо и агрессивно, что обеспечивает дополнительную притягательность госсектора как «сильной команды». Зарубежные приобретения с одобрением воспринимаются публикой.

Добавлю, что главную роль в амортизации последствий глобального финансового кризиса в ходе освоения китайской экономикой гигантского инвестиционного пакета опять-таки сыграл госсектор.

Иначе говоря, сильный госсектор продолжает оставаться ключевым игроком в модернизации, прямо и косвенно поддерживая остальную часть экономики, которая такому соседству только рада. Поэтому не видно и системных угроз постепенной политической эволюции страны, преемственности власти и её дальнейшей демократизации. Устойчивость развитию придаёт в этом случае именно госкапитализм и, в частности, госсектор. Он же выступает в отставших странах одним из важнейших рычагов защиты общества от экологических рисков, природных катастроф и т.п.

Вернусь к началу статьи. Торопливый демонтаж госсектора в России может оставить страну ещё и без достаточной защиты от набирающего силу азиатского госкапитализма. Ему не чужды агрессивность, чувство превосходства по отношению к плохо организованным странам, и сама неизбежность взаимодействия с этим организмом диктует нам осторожное и последовательное государственное строительство.

_______________

(1) Выражение А. Дворковича на инвестиционном форуме Ренесанс-капитала.

(2) Buchelhofer Ch. Corporate Control and Enterprise Reform in China. An Econometric Analysis of Block Share Trades. Heidelberg: Physica-Verlag, 2008

_______________

Александр САЛИЦКИЙ – доктор экономических наук.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться