Средний класс и выборы в свете мирового опыта

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Парламентские выборы в России 4 декабря 2011 года, как признают их основные участники, определят судьбу нашей страны как минимум на десятилетие вперед. Происходящее на выборах соревнование идеологий, программ, образов, политических технологий в конечном счете зависит от степени зрелости социально-политических сил общества, более конкретно: от прочности его фундамента - среднего класса. Зримое присутствие среднего класса делает жизнь общества понятной и прогнозируемой, поскольку поддерживает органическую взаимозависимость между группами и индивидами, вынуждая одних соизмерять свои интересы с целями и устремлениями других.

Средний класс, как показывает жизнь современных демократий, включая «крупнейшую демократию мира» - Индию, остается несущей конструкцией экономики и политики, общественного спокойствия, наконец. В Америке «общество среднего класса» формировалось под определяющим воздействием «нового курса» Ф.Д.Рузвельта; оно стало эффективной антитезой классовой борьбе и иным радикальным формам социальных трансформаций. В дальнейшем неоконсерваторы, глашатаем которых в 80-е годы XX века выступил Рейган, разрушили эту хорошо работающую общественную конструкцию, поставив под угрозу ведущую роль среднего класса в непрерывном обновлении Америки. Пример стал заразительным для российских «либерал-реформаторов» с их разрушительным воздействием и на российскую экономику, и на формировавшиеся не одно десятилетие связи между людьми и социально-профессиональными группами. Жизнь, однако, берет своё. После двух десятилетий «блужданий» Россия вновь стоит перед задачей воссоздания среднего класса как основы жизнеспособности общества.

Становление среднего класса сопровождает развитие всякого «нормального» индустриального общества не только в центрах мирового хозяйства, но и на его «периферии». Так, в современной Индии, в отличие от постсоветской России, развитие среднего класса никогда не прерывалось. Начался этот процесс еще в период британского правления и получил мощное ускорение после завоевания суверенитета. Государство, действуя на опережение, сознательно стимулировало ускоренное становление этой общности и воспроизводящих ее институтов (в частности, современной системы образования и науки). Показательно, что первые академические исследования по проблематике среднего класса появились в Индии в начале 60-х годов ХХ века, тогда как в Советском Союзе эту социальную общность предпочитали называть академически аморфно – «средними слоями». В «эпоху Ельцина», когда началась обвальная деградация общественных наук, о среднем классе и вовсе забыли, подменив все значимые социально-структурные категории диковинным для мировой науки «классом собственников».

Эксперименты российских дилетантов от экономики имели следствием размывание среднего класса. Прямой ущерб от этих «импровизаций» подсчитать трудно – прежде всего, потому, что средний класс – это не только экономически активное население, но и воспроизводство идей в процессе развития науки; независимая от власти экспертиза, позволяющая экономить миллиарды рублей и евро на предотвращении сомнительных промышленных, инфраструктурных и иных проектов; это, в конце концов, профессиональные политики, главное ремесло которых – забота об общественном благе и социальном спокойствии народа. В Индии, никогда не располагавшей природно-ресурсным потенциалом СССР/России, формирование человеческого капитала, т.е. знаний и умений народа и способности превращать их в практические дела – экономический рост и развитие, изначально было альфой и омегой государственной политики со времени Дж. Неру; эта деятельность остается стержневым направлением работы любого индийского правительства, вне зависимости от его идейно-политической ориентации.

Если с высоты «птичьего полета» посмотреть на общества промышленно развитых стран, то парламентские выборы там, по сути дела, фиксируют расстановку сил внутри среднего класса и тяготеющих к нему групп. В Индии, при всей ее глубокой этно-лингвистической специфике, при значительных различиях между регионами страны с конца 60-х – начала 70-х годов прошлого века происходит складывание системы альтернативных политических коалиций (как и в «цивилизованных» странах Запада). Содержанием деятельности таких коалиций является постоянное эволюционное совершенствование общества, экономики, самой политики и других важных форм человеческой жизнедеятельности. Известный индийский исследователь и политический мыслитель М.Дж.Акбар (M.J.Akbar) полагает, что сейчас политическая и партийная система Индии переживает «полуфинальную» стадию своего развития, а «финал» может состояться уже на следующих выборах 2014 года. К 2020 году Индия может располагать гибкой и пластичной системой партий, способной и «подталкивать» общество вперед, и смягчать «стрессы» энергичного, по-разному отражающегося на разных группах населения экономического роста. Становление развитой и диверсифицированной системы политического представительства может занять в Индии, таким образом, четыре десятилетия. России же на завершение этого процесса отпущено, на мой взгляд, совсем мало времени, в течение которого необходимо решить сразу несколько фундаментальных общественных проблем.

Во-первых, добиться общероссийского согласия в отношении главных целей развития страны и прежде всего - уменьшения социально-экономических и межрегиональных разрывов в России, помня при этом: поляризованное общество не только никогда не станет развитым, но и будет воспроизводить «кричащие» противоречия, способные в точке кульминации привести к саморазрушению страны и государства.

Во-вторых, общими усилиями власти и народа сформулировать «кодекс» политического общения, позволяющий, в частности, избежать общественных потрясений при переходе власти от одной группы «элиты» к другой. (Нас не могут не насторожить всерьёз события «арабской весны» 2011 г., особенно в цитадели арабского мира – Египте, мыслящие политики которого опасаются развития событий в своей стране, как они говорят, по «деструктивному советскому сценарию» конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века).

В-третьих, в ходе энергичного, делового сотрудничества различных социально-политических сил следует как можно скорее отыскать алгоритм реиндустриализации и ремодернизации России, делая особый акцент на форсированном воссоздании российского среднего класса. На этом пути нам, безусловно, понадобится критически переосмысленный опыт не только такой страны, как Индия, но и промышленно развитых стран. И тогда прогнозы ситуации после выборов в нашей стране станут исключительным уделом узких профессионалов – психологов и политологов, тогда как основная часть народа начнет относиться к выборам со здоровым спокойствием, а к «своим» политикам с некоторой – легкой, доброжелательной – иронией, как это и принято в политически развитых странах.