Ратифицировать нельзя отложить: где поставили запятую?

«Мина замедленного действия под российско-американскими отношениями»

Несмотря на явно бесполезную сделку по украинским ресурсам, подписанную в США 30 апреля, Зеленский в быстром порядке 8 мая вынес ее на ратификацию Верховной радой.

Казалось бы, в соглашении нет ни желанных киевскому режиму гарантий безопасности, ни планировавшегося Вашингтоном учета стоимости поставок оружия как украинского долга. Зачем торопиться и заниматься бесполезным документом? Ан нет.

Все дело в том, что в тексте соглашения идут отсылки к договору «об ограниченном партнёрстве». Это приложение депутатам не то что ратифицировать, даже показывать не собираются. Тем более что оно как кот Шредингера – то ли уже подписано, то ли еще нет.

Скорее всего, именно там и содержится, как говорят в Одессе, «самый цимус» – все «вкусные» пункты сделки. Ведь если даже в рамочном соглашении речь идет о свободной конвертации гривны в доллары и их переводе за границу, а также об освобождении от налогов всех доходов фонда, что позволяет легко выводить за рубеж миллиардные капиталы, «заработанные» киевским режимом на грабеже страны, то что тогда содержится в секретном договоре?

Депутат Верховной рады Ярослав Железняк уверен, что его текст уже согласован, но «правительство его депутатам не предоставило». Таким образом, они «будут голосовать за ратификацию того, что не видели. Или, точнее, что увидят впоследствии».

Как сообщило украинское издание «Зеркало недели», несмотря на то что управление фондом является паритетным, ожидается, что его работу будут регулировать четыре комитета, в которых будет больше американцев. В трех из них – инвестиционном, административном и по поиску проектов – будет по три представителя от США и по два от Украины. И лишь в аудиторском комитете – по два представителя от каждой страны.

Издание указывает, что в случае любых нарушений украинской стороны ее представители теряют право голоса, а для американцев никакой ответственности за нарушения не предусматривается.

Самое интересное, что сделка по ресурсам, с одной стороны, позволит Вашингтону на ней заработать только в случае наступления мира. А с другой стороны, её условия вынуждают США продолжать поставки оружия Киеву для финансирования создаваемого фонда, что лишь продолжит длительность военных действий.

У сделки по ресурсам есть противники и в США, и на Украине. Например, конгрессвумен Марджори Грин раскритиковала подписанное соглашение: «Я не проголосую за выделение ни пенни, ни пули для Украины независимо от наличия бесполезной сделки по ресурсам, которая не интересна и не нужна американскому народу. Спишите несколько сотен миллиардов в убыток вместо того, чтобы постоянно вкладывать бесконечные средства в геополитическую катастрофу». По ее словам, следует «просто добывать собственные редкоземельные минералы, на которые мы богаты, и создавать рабочие места для американцев».

Она также заявила, что ранее выделенные Украине средства использовались киевской властью для «отмывания денег» и «продажи оружия врагам США», а Зеленского назвала «диктатором, который отменил выборы, а также был замешан в первом импичменте Трампа и вел кампанию в пользу Байдена».

Недоволен сделкой и бывший ранее генпрокурором и главой украинского МВД Юрий Луценко, который сравнил подписанное соглашение с Переяславской радой, когда казаки присягнули на верность российскому царю: «Первый раз Украина приняла подобное историческое решение стараниями гетмана Хмельницкого в 1654 году в Переяславе. Тоже – без всякого срока “на вечные времена”. И тоже – в одностороннем порядке, потому что ни царь, ни его представитель Бутурлин не сочли необходимым присягать. Как и сейчас это соглашение не будут ратифицировать США».

Напоминая о дополнительном договоре, содержание которого депутатам неизвестно, он добавил: «И тоже – без ознакомления казацкой старшины с приложениями. И тоже – без гарантий Московии защитить территориальную целостность Гетманщины. Дальше был сговор Москвы и Польши о разделе Украины по Днепру».

Еврокомиссия на этот раз заняла более нейтральную позицию, высказав надежду, что сделка не затронет интересы ЕС и не повлияет на ранее подписанный меморандум 2021 года о стратегическом партнерстве с Украиной в сфере критически важного сырья и аккумуляторов.

Брюссель считает, что договор Киева с Вашингтоном не носит эксклюзивный характер и не отменяет украинских обязательств перед ЕС. Другими словами, Еврокомиссия считает, что никакого «права первой ночи» у американских партнеров не будет, а скорее наоборот. Брюссель выставит свои условия Киеву, если дело таки дойдет до переговоров о вступлении Украины в ЕС, которые пока успешно блокирует Будапешт.

Передавая текст соглашения на ратификацию, Зеленский пригрозил депутатам лишением американских виз, если они проголосуют против. Дошло до смешного: некоторые из них, недолго думая, решили, что голосовавшим за без проблем будут визы выдавать, и даже потребовали их поставить в паспорт заранее, а иначе не проголосуют.

Согласно процедуре, подписанное соглашение рассматривал комитет Верховной рады по вопросам внешней политики, который сначала поддержал ратификацию документа с двумя условиями. Во-первых, любые дополнительные договоренности «не могут противоречить» тексту соглашения, а во-вторых, оно «действует на всей территории Украины в рамках международно-признанных границ». Как заявил депутат Юрий Камельчук, второе условие – это «мина замедленного действия под российско-американскими отношениями».

Как оказалось, на заседании комитета присутствовала глава американского посольства Дэвис, которая «отметила важность» создания фонда и заявила, что решение комитета «стало важным шагом, и теперь задача Верховной рады сохранить динамику». Хотя в нормальной стране этот факт вызвал бы недоумение.

Позднее комитет уточнил свою формулировку, а именно: ратификация соглашения «не означает ратификацию или автоматическое одобрение парламентом договора об ограниченном партнёрстве или любых других соглашений», которые, в свою очередь, «не могут выходить за пределы положений» подписанного соглашения и устанавливать обязательства, которые им «не предусмотрены». Эти условия поддержал и комитет по экономическому развитию.

Таким образом, депутаты хотят заставить Зеленского проводить процедуру ратификации других двусторонних соглашений, подписанных в развитие указанного соглашения. А если этого не произойдет, то любой другой документ, касающийся сделки, легко может быть оспорен и признан никчемным как не прошедший национальные процедуры его признания. 

Накануне ратификации Зеленский снова попытался надавить на Верховную раду: «Соглашение написано так, чтобы соответствовать национальным интересам Украины. Безопасность и экономика всегда идут бок о бок», поэтому «важно, чтобы все депутаты осознавали значимость этого соглашения и поддержали перспективы, которые оно открывает».

Кстати, указанное соглашение можно сравнить с принятым при первом российском президенте Борисе Ельцине в 1995 году законом «О соглашениях о разделе продукции», который создавал существенные льготы для иностранных компаний занимающихся разработкой недр. Тогда несколько сотен иностранных компаний несколько лет получали сверхприбыли вплоть до прихода к власти Президента РФ Владимира Путина, который постепенными изменениями положений закона перенаправил денежные потоки в государственный бюджет.

В 2007 году российский Президент так оценивал этот документ: «Это колониальный договор, не имеющий абсолютно ничего общего с интересами Российской Федерации. Мне остается только пожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их вообще-то нужно было бы посадить в тюрьму». По его словам, Россия в течение длительного периода времени «позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен».

По мнению бывшего депутата Верховной рады Олега Царева, Киев «пошёл на несравненно большее колониальное подчинение, чем допустила для себя Москва в лихие 90-е». Вместе с тем «Зеленский не зря нигде не ставит свою подпись. Ответственность – на депутатах, которых при определенных обстоятельствах еще в будущем могут судить за это голосование».

В итоге за ратификацию проголосовало 338 депутатов, включая всю парламентскую «оппозицию», и ни один не сказал ни слова «против». Так что хунта Зеленского теперь будет «законно» выводить капиталы из страны.

А что касается накопленного внешнего долга Украины западным странам, который на март этого года составлял 172 млрд. долларов, то, по словам украинского министра финансов Сергей Марченко, Киев не планирует возвращать долги в ближайшие 30 лет. 

Кому я должен – всем прощаю!

Другие материалы