Эпоха Евгения Русского

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Из ХХ века в ХХI-й, сквозь два революционных переворота, свергавших в одном случае «царизм», в другом «коммунизм», но одинаково целивших в Россию, протянулась, с перерывом в 70 лет, новая русская духовно-историческая традиция — традиция поминовения мучеников и исповедников, за веру Христову пострадавших. Сегодня эта традиция — одна из скреп, соединяющих земли Исторической России, разделенные новыми границами.

В 1992 г. Русская Церковь, восстанавливая традицию, зародившуюся в 1918 г., установила празднование Собора новомучеников и исповедников российских 25 января (7 февраля) — в день убиения в 1918 г. Киевского митрополита Владимира, коего считают первой жертвой из русского священства, принесенной безбожниками молоху революции. Каждый год в этот день в православных храмах Российской Федерации, Украины и всех стран, охватываемых единой канонической территорией Русской Православной Церкви, вместе с подвигом сонма российских мучеников новейшего времени вспоминают и личный подвиг Киевского владыки. Символично, что эта жертва связана с Киевом, матерью городов русских, откуда пошло на Руси православие. Подтверждение такой провиденциальной точности и неслучайности мы видим и в наши дни, когда значительные силы врага брошены на откол от большой России (все еще духовно единой, несмотря на государственно-территориальные обособления последних двух десятилетий), в первую очередь Южнорусских пределов. 

Похоже, сегодняшние радетели дальнейшего расчленения (читай: уничтожения) России хорошо усвоили и взяли в обиход формулу Бисмарка, позднее руководившую Гитлером: без Украины Россия рухнет, а вместе с Украиной непобедима. 

Канул в прошлое «коммунизм», однако необходимо было поставить точку еще и на «ельцинизме», чтобы в 2000 году состоялось массовое прославление Архиерейским Собором 1097-ми новомучеников и исповедников российских (до этого четырьмя Архиерейскими Соборами 1989, 1992, 1994 и 1997 гг. были канонизированы в общей сложности 13 человек). Сейчас Собор российских мучеников новейшего времени включает более 1700 человек. Исследования приносят все новые данные, и Собор продолжает пополняться. 

Вспомним, однако, предупреждение архимандрита Иоанна (Крестьянскина) в слове, произнесенном им в 1994 г.: «И кто знает, сколько еще продлится то «малое» апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отметит живущим на земле за кровь праведников?» 

Время это длится. Кто знает, сколько продлится еще? 

Новомученики и сегодня ходатайствуют о нас — о всех, кто принимает их подвиг и молитву. И вся наша Церковь торжествует, прославив столь великий сонм святых! Но и в новейшие времена свершаются удивительные подвиги веры. И что поразительно - даже среди совсем молодых людей.

Уже очень многие православные знают о подвиге воина Евгения Александровича Родионова, уроженца с. Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области, 19-летнего рядового пограничных войск России, призванного в армию в 1995 г. и зверски убиенного близ Бамута, в чеченском плену, в день рождения, 23 мая 1996 г.

Икона Святой мученик воин Евгений

Предыстория такова. 13 февраля того года вместе с Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым Евгений Родионов заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина скорой помощи под управлением бригадного генерала чеченских бандитов Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен, их держали в заключении, избивали и морили голодом.

  

Сложившееся за столь краткий срок предание говорит, что 23 мая Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест, принять ислам и выступить с оружием в руках против российских федеральных сил. После отказа Родионову и его товарищу отсекли голову, двоих расстреляли. 

Только через несколько месяцев его маме, теперь известной на всю Россию Любови Васильевне Родионовой, удалось отыскать, опознать по нательному кресту и выкупить у бандитов тело сына. Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества. Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. На его могиле теперь все время горит лампадка. 

Крест на могиле Евгения Родионова в деревне Сатино-Русское. Надпись на кресте: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 г.»

О подвиге молодого мученика стали слагаться легенды, к месту захоронения воина Евгения потянулись люди — за молитвенной помощью. Несколько лет назад Любовь Васильевна, мать воина-мученика, поделилась с главным редактором «Русского Вестника» А. Сениным: «…к Жене на могилу приезжают и приходят люди со всей России, от Дальнего Востока до Прибалтики, из бывших советских республик — Украины, Казахстана и из стран далеких — Америки, Германии, Франции». 

На могиле воина Евгения Родионова

Народное почитание нередко идет впереди официальной церковной канонизации. И хотя нас предостерегают от чрезмерной доверчивости к СМИ, журналисты которых, по мнению протоиерея Георгия Митрофанова, члена Синодальной Комиссии по канонизации святых, «стали раздувать в газетах кампанию в поддержку сначала идеи увековечивания памяти православного воина Евгения Родионова, а затем идею его канонизации», уже написаны иконы и даже сложены молитвы «святому Евгению». Иконы и портреты с изображением мученика за Христа воина Евгения есть в 30 храмах России. В частности, в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа, на Алтае — в Акташе, Новоалтайске и Заринске и т. д.

На территории погранотряда в с. Акташ (Горный Алтай) в погранвойсках России воздвигнут храм в честь древнего св. мученика Евгения, первый в память о 19-летнем пограничнике Евгении Родионове и ребятах, которые погибли в Чечне. 

Храм в честь св. мученика Евгения. с. Акташ. Горный Алтай

В 2006 г. в Спасском монастыре Мурома, на северной стене часовни Св. Георгия установлена мемориальная доска с изображением Распятия в память 10-летия мученической кончины воина Евгения.

Часовня в честь Св. Георгия Победоносца. Муром, Спасский монастырь

Информагентство «PenzaNews» сообщало, что икона воина-мученика Евгения Родионова замироточила в храме святителя Луки при пензенском онкологическом диспансере в первый день Великого поста. По словам клирика храма о. Алексея Бурцева, случилось это во время вечерней службы. Капли проступили на образе в двух местах — на одной из ладоней и там, где должен располагаться нательный крест. И у о. Вадима Шкляренко из Днепропетровска мироточил образ Евгения Родионова. Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 г. в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае.

Воина Евгения видели в красном плаще мученика русские солдаты.

В конце 2003 г. возникла инициатива канонизации Евгения Родионова как новомученика. Несмотря на то, что в начале 2004 г. Синодальная комиссия по канонизации РПЦ аргументированно отказала в его канонизации (тщательно изучив обстоятельства дела и пока что не найдя веских оснований), почитание воина Евгения весьма укоренилось. Отметим, что, в частности, о. Димитрий Смирнов, Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, а также настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и еще семи церквей в Москве и Московской области, не сомневается, что канонизация Евгения Родионова обязательно состоится. 

Заведующий сектором военно-воздушных сил Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами о. Константин Татаринцев предлагает прославление по формуле «Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».

Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению. Служба включает стихиры для малой и великой вечерни, для утрени, канон мученику Евгению (9 песней, акафист и молитва святому мученику Евгению). 

Приведем здесь молитву: «Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся».

А вот поминание мученика Евгения Родионова, составленная алтайским иеромонахом Варлаамом (Якуниным). Кондак, глас 4-й: «Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче».

О воине Евгении сняты документальные фильмы, поставлены спектакли, написаны стихи песни, его имя носят школы.

На Украине строительство первого храма в честь воина веры инициировали воины-интернационалисты Харькова. Харьковский областной союз ветеранов Афганистана выступил инициатором предложения о возведении часовни погибшим воинам — участникам локальных войн, в честь российского солдата Евгения Родионова. Освящение места строительства часовни состоялось 3 декабря 2007 г. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима было принято решение возвести не часовню, а храм на 250 человек, который потом, 23 августа 2008 г., в день, когда Харьков традиционно и неизменно празднует освобождение города от немецко-фашистских захватчиков, был освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а также в память подвига веры воина-мученика Евгения Родионова и иже с ним убиенных воинов. Освобождением Харькова 23 августа 1943 г. окончилась Курская битва, ставшая завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Харьковский храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Так на духовной ниве провиденциально, но при воле и участии современников соединяется Вечная память разных войн. 

На открытии и освящении храма присутствовала мать воина Евгения Родионова, которая преподнесла в дар храму икону Божией Матери «Взыскание погибших», а также образ своего сына — героя Евгения Родионова, его мы и видим на фото:

Любовь Васильевна Родионова со слезами на глазах обратилась со словами великой благодарности ко всем, принимавшим участие в строительстве храма. Завершилось торжество словом настоятеля храма протоиерея Александра Заики.

В новопостроенный храм за эти несколько лет нашли дорогу и ветераны-афганцы, и воины-пограничники, и просто верующие православные. 

В харьковском храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Образ «Взыскание погибших» издавна известен не только, скажем, из села Бор Калужской губернии (первое легендарное упоминание в истории о чудесном спасении крестьянина Федора Обухова), но и снова-таки известны чудотворные образы «Взыскание погибших» из села Малижина Харьковской губернии, явленный в 1770 г., троекратно избавивший селян от холеры; из села Красное Черниговской губернии, а также из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии, на три части, из храма в честь «Воскресения Словущего» в Москве, куда икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. «Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас», — гласит тропарь.

Верим, что как срослась разрубленная на три части французами в 1812 г. икона из московского переулка, срастется и расчлененная на время Россия. Свидетельство тому — и единое, повсеместно, поверх всех границ почитание воина-подвижника Евгения Родионова.

Памятная доска с иконой Евгения Воина

Сегодня воина Евгения Родионова почитают как святого многие православные люди не только в России и на Украине, но и в других странах. Замечательный факт: русский солдат, сражавшийся за Россию и обезглавленный в 1996 г. чеченскими мятежниками за исповедование веры во Христа, почитаем сегодня как святой Сербской Православной Церковью! В Сербии его называют святым Евгением Русским.

И уж совсем поразительно: в мае 2011 г. «новомученик Евгений Воин» включен в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии США для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу.