Полонизация Белой Руси

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Белоруссия – рубежный край на линии соприкосновения западной и восточной цивилизаций. Первая заявляет о себе польским культурно-политическим присутствием, вторая – наличием сильного русского, российского влияния. Адепты белорусского национализма бьются в истерике, задаваясь вопросом: «А где же тут место белорусов?» Ответ даёт сама история. Белорусы в большинстве своём никогда не мыслили себя в отрыве от Русского мира, если не считать горстки окатоличенной и ополяченной белорусской шляхты и части крестьянства. И если для России и во многом для Украины тема православно-католического (русско-польского) противостояния отчасти потеряла с ходом истории своё значение, для белорусов этот вопрос по-прежнему актуален, и присутствие польско-католического влияния в республике довольно осязаемо.

Доля католиков среди этнических белорусов составляет, по разным оценкам, от 11% до 14,5%. При этом некоторые источники отмечают тенденцию к увеличению лиц католического вероисповедания среди белорусов, особенно на западе страны. Это неудивительно, если учесть, что как раз в Западной Белоруссии позиции польского элемента особенно прочны и устойчивы. Однако есть причины говорить не только об усилении польско-католического влияния в Западной Белоруссии, но и о непрекращающихся попытках расширить ареал этого влияния на остальную территорию республики.

Не так давно белорусские СМИ сообщили о намерении властей возродить сценические традиции Радзивилловского замка в Несвиже, где прошёл первый в Белоруссии форум профессиональных театров «Театр Уршули Радзивилл». Зрителю были представлены спектакли об истории магнатского рода Радзивиллов и т.п. Как сообщается, организаторы мероприятия пытались таким образом «создать мост между историей и современностью белорусской культуры». Но прежде чем мостить мост, давайте действительно вспомним историю. Радзивиллы были богатейшим магнатским родом литовского происхождения в Великом Княжестве Литовском. Со временем род окончательно ополячился и уже к XVI в. владел огромными земельными наделами на территории современной Белоруссии. Театр был семейной страстью Радзивиллов, и когда в Несвиже был построен их замок – резиденция, там были сооружены сценические подмостки, на которых в роли артистов выступали и белорусские крестьянки, нередко находившиеся у Радзивиллов на положении наложниц. «Встреча истории и современности», как того добивались организаторы мероприятия, действительно произошла, и на радзивилловской сцене после 200-летнего перерыва вновь играли актёры. Только акценты в этой истории были то ли по недомыслию, то ли по чьему-то наущению предельно смещены. Создаётся впечатление, что политическая деятельность магнатов Радзивиллов была исключительным благом для белорусской земли, и остаётся только причислить их к сонму благодетелей белорусского народа, хотя каждый, мало-мальски знакомый с перипетиями белорусской истории, знает о роли Радзивиллов в установлении в крае польско-католического владычества. Казалось бы, подумаешь, старинный польский театр открыли. Но попробуйте открыть нечто подобное, только с иным - русским - смыслом, в Польше. Сразу же из уст бдительной польской общественности посыплются экзальтированные обвинения в реставрации наследия «русского империализма» и «колониализма».

Возрождение традиций магнатского театра Радзивиллов стоит в длинном ряду похожих мероприятий, направленных на укрепление в республике польско-католических культурно-исторических традиций. К примеру, в Несвижской ратуше был торжественно установлен штандарт 27-го полка уланов Войска Польского. Этот полк долгое время базировался в Несвиже, вплоть до прихода Красной армии в 1939 г. Польские активисты некоторое время назад отыскали древко от настоящего штандарта. Восстановив сам штандарт по имеющимся рисункам, прикрепили полотнище на древко и разместили в музее Несвижской ратуши. Передачу штандарта в торжественной обстановке произвёл полковник Войска Польского Анджей Крывчек. Сам штандарт находился в руках бравого солдата, одетого в форму польской армии. На мероприятии присутствовали члены польского Товарищества несвижан (выходцев из Несвижа) и потомки уланов 27-го полка. «Теперь каждый желающий может полюбоваться в Несвиже штандартом 27-го полка польских улан!» - радостно сообщают белорусскоязычные СМИ. Забывают только, что это солдаты той самой армии, которая в своё время оккупировала Западную Белоруссию, и размещение в госучреждении боевых символов бывшей армии-оккупанта может вызывать возмущение у ветеранов кампании 1939 г. (пусть их и осталось считанные единицы) и их потомков.

А тем временем в польском городке Лиманова городские власти приняли решение о демонтаже обелиска в память освобождавших город воинах Красной армии. За это высказалось большинство жителей Лимановы. Официальная причина: монумент «совершенно не вписывается в современный проект парка, он полуразрушен, уничтожены даже украшавшие его барельефы и надписи». Остаётся только задать жителям Лимановы вопрос, почему обелиск был доведён до такого состояния. А историки местного отдела Польского исторического общества в открытом письме властям отметили: «…от имени всей Польши мы просим уничтожить этот уродливый символ минувшей эпохи советского ига». (ИноСМИ: «Лиманова не хочет у себя памятника Красной армии»).

Похоже, что кое-кто и в Несвиже не прочь подхватить старую песню о «советском иге». Вообще, для белорусских националистов свет клином сошёлся на Несвиже. Небольшой городок в Минской области с населением менее 15 000 человек богат архитектурными памятниками эпохи польского владычества (Несвижский замок, Костёл во имя Божьего Тела, Доминиканский монастырь, Женский монастырь бенедиктинок) и негласно считается символическим центром белорусского литвинизма. Напомню: литвинизм – искусственно созданная «теория» преемственности белорусской государственности от Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Белорусы в понимании адептов литвинизма вовсе не белорусы, а литвины, потомки населявшего ВКЛ народа. Если литвинисты и готовы хотя бы частично признать правомочность существования белорусского народа, то его связь с народом русским они агрессивно отметают. Истинными национальными символами Белоруссии литвинисты считают бело-красно-белый флаг (почти полная копия флага Польши) и герб «Погоня» с изображением вооружённого всадника с портретных печатей великих князей литовских Ягайло и Витовта. При этом часть литвинистов признаёт восточнославянское происхождение белорусов, но считает их политически менее успешными родственниками поляков, а другая часть отрицает восточнославянские корни белорусов, заменяя их легендами о балтском происхождении, оставляя восточноевропейскую «отсталость» на долю русских. Важно, что все литвинисты поголовно видят Белоруссию и белорусов в Европе и под негласным патронатом Польши, но никак не в Евразийском союзе. Утверждая, что белорусы – это на самом деле особая литвинская народность, апологеты этой идеологии стремятся доказать, что между русским и белорусом зияет не только непреодолимая этническая пропасть, но и непроходимая река белорусской (литвинской) крови, выпущенной русскими армиями во время всех войн и восстаний, которые когда-либо имели место на территории Белоруссии. В Польше уже заметили это идеологическое новшество, а польские СМИ периодически благосклонно отзываются о новоявленных литвинах.

В Белоруссии разворачивается сегодня вялотекущая, но грозная по своим неминуемым последствиям война символов. Кажется, что история повторяется, и польский орёл снова готовится к бою со своим двуглавым российским соперником. Когда в Минске обсуждался проект мемориала героям Первой мировой войны, возникло множество разногласий по вопросу строительства православной часовни. Сначала установили, а потом сняли двуглавых орлов с мемориальной ограды (что вы, это же символ чужого государства!), а потом не могли решить, каким должен быть купол часовни. Позже остановились на нейтральном псевдовизантийском стиле, общепринятом в современной Белоруссии.

Усиление белорусизаторской политики Минска часто связывают с именем Павла Латушко, министра культуры Республики Беларусь, бывшего чрезвычайного и полномочного посла Республики Беларусь в Польше, одного из самых молодых чиновников столь высокого ранга, к тому же белорусскоязычного. Значительное сокращение репертуара белорусских театров на русском языке, установление польских символов в Несвиже и иных местах Белоруссии приписывают именно П. Латушко с его стремлениями «европеизировать» республику и придать ей польское обличье.