Германия выталкивает Сербию за Рубикон

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Запад, главной ударной силой которого на сербской политической сцене выступает сейчас Германия, не желает дать Сербии даже краткой передышки. 

З0 сентября The Wall Street Journal опубликовал материал, в котором отмечалось, что сербские власти (имелись в виду, в частности, выступления Т.Николича и И. Дачича на Генеральной ассамблее ООН) послали «позитивные сигналы» в отношении запланированных переговоров Белграда и Приштины «на высоком уровне» и под покровительством Брюсселя. Как сообщалось, Белград высказался за прочный мир в Косове и продолжение переговоров с косовско-албанской стороной, повторяя при этом свою декларацию о непризнании независимости Косова; Сербии же возобновление переговоров якобы должно принести «награду» в виде назначения даты начала переговоров о присоединении к Евросоюзу. 

Первый сербский вице-премьер и министр обороны Александар Вучич к этому заметил:

• Сербии действительно поставлены тяжелые условия в отношении назначения даты переговоров о её присоединении к ЕС,

• возможность улучшить положение страны существует лишь в рамках выдвинутых условий. 

Германия почувствовала возможность «откусить от сербского пирога». И Берлин стал усиливать напор. После окончания президентских выборов в Сербии А.Вучич, действуя в качестве спецпредставителя Т.Николича, провёл в Германии переговоры, как он выразился, с самыми значительными немецкими официальными лицами. О содержании этих переговоров общественность оповещена не была. А далее, как известно, Сербии был поставлен одиозный германский ультиматум в виде «Семи пунктов».

Теперь сербам предлагается смотреть на международное положение своей страны следующим образом: «…наши возможности ограничены… Мы должна сказать людям, с какими муками и проблемами мы встретимся… Мнение Германии не следует недооценивать… Почему мы должны слушать канцлера Ангелу Меркель? Потому, что вся Европа зависит от Германии, а правящая коалиция Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз – самая сильная партия в Европе» (1). 

Сербия вновь попадает в железный капкан политики Берлина, и в числе других задач эта политика решает задачу отрыва Сербии от России. По словам депутата бундестага от правящей коалиции Карла-Георга Вельмана, Берлину требуется убедить Москву в бесперспективности проекта «Южный поток». Европа, мол, усомнилась в целесообразности «Южного потока». В немецком парламенте альтернативный газопровод в обход Украины именуют «блефом» и «инструментом политического давления» (2). Германский концерн RWE (с которым «Сербская электроэнергетическая компания» и правительство Сербии подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области электроэнергетики) ведет переговоры с НАК «Нафтогаз Украины» о продаже российского газа из Европы в Украину в реверсном режиме. К слову, RWE успешно работает и в Косове. Еще в июне 2000 г. консорциум во главе с этим германским концерном выиграл контракт на ТЭЦ «Косово В» и сейчас продолжает работать с Косовской электроэнергетической компанией (КЕК). 

Немцы начинают действовать на Балканах в традициях столетней давности... Упоминание А.Вучичем о предстоящих сербскому народу трудностях и мучениях восходит к тому историческому факту, что германская геополитика с её знаменитым бисмарковским «железом и кровью» никогда не принимала в расчет славянские народы. (Бисмарк, человек стальной воли, большого дипломатического таланта, маниакальной целеустремленности и вероломства, доходившего до цинизма, как-то сказал: «Не речами и не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени… а железом и кровью» (3)). О христианских народах, подвластных тогда Османской империи, Бисмарк писал: «Война за столь мало стоящие существа не смогла бы оправдать жертв цивилизованной Европы» (4). Изменилась ли германская геостратегия с тех времен? Считать так оснований нет. Воспользовавшись распадом биполярного мира, Германия признала суверенитет Словении и Хорватии, начала формировать германскую экономическую зону в Юго-Восточной Европе, но очень быстро столкнулась здесь с активным сопротивлением не только Великобритании и США, но и других европейских государств, в том числе Франции. После подписания соглашений в Дейтоне (1995) немецкие банки начали усиленно внедрять на Балканах немецкую марку и ставить под свой контроль денежную систему бывших республик Югославии. Тут и начались расхождения между Германией и Великобританией/США, прикрытые лишь видимостью «евро-атлантического согласия». Целью англосаксов было и остаётся наведение прочного «трансатлантического моста», позволяющего им осуществлять контроль над Европой (5). Возможностей противостоять этому открыто у Германии нет, и лишь в настойчивых попытках Вашингтона и Лондона добиться широкого международного признания независимости Косова Германия увидела для себя долгожданную перспективу. Берлин взял на себя роль «европейского ходатая» в деле продвижения проекта «Республики Косова». И, кажется, впервые за долгие годы Германия перестала стесняться исторических параллелей… 

Стилем поведения Берлина в его отношениях с Белградом стал отказ уважать национально-государственные интересы Сербии, помноженный на попытки лишить сербское руководство политической воли и возможности проведения самостоятельной политики. Нельзя не усмотреть злую иронию ситуации в том, что силы, заявившие себя как прогрессивные и победившие на выборах (правящая Сербская прогрессивная партия, лидером которой официально избран А.Вучич), используются теперь для ослабления позиций собственной страны.

Германия, стремясь к установлению стратегического контроля над Сербией, будет ее «дожимать». Однако есть серьезные сомнения в том, что в современных условиях многопланового взаимодействия с Россией, имеющего еще более широкие перспективы в будущем, сербский народ, который проявил доблесть и бесстрашие в обороне севера Косова, будет мириться с грубым посягательством на свои права. У Сербии есть выбор и есть альтернатива. Принципиально новый этап стратегического сотрудничества с Россией может вывести Сербию из положения отсталого государства (в которое Запад вогнал сербов военной агрессией 1999 года) – государства с унизительным статусом протектората высокой степени зависимости. Западным политикам можно и нужно дать по рукам…

(1) http://www.mondo.rs/s261388/Info/Srbija/Vol_Strit-_Razgovori_se_nastavl…

(2) http://glavnoe.ua/news/n110309

(3) Чубинский В.В. Бисмарк. СПб., 1997, с. 154.

(4) http://www.archipelag.ru/geopolitics/piryadok/balkany/collection/315/

(5) http://www.voy.com/36093/32.html

 

Другие материалы