Смена власти в Греции. Германия между двух зол

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Известный французский экономист директор Центра исследований индустриализации Высшей школы социальных наук в Париже Жак Сапир в статье «Германия между двух зол», опубликованной 29 января, пишет, что только сегодня приходит осознание всего значения для Европы, и в частности для зоны евро, победы на выборах в Греции коалиции SYRIZA, которая «начала борьбу за суверенитет народа Греции против бюрократии Брюсселя и Франкфурта» (Франкфурт-на-Майне - местонахождение штаб-квартиры ЕЦБ - Европейского центрального банка)...

Называя приход к власти в Греции нового правительства «действительно исторической победой», Жак Сапир выделяет в этом событии то, что обусловило победу греческих левых сил и стало символом этой победы. Наряду с борьбой за суверенитет Греции на первый план в сознании греческого общества вышел «социальный вопрос», суть которого заключается в протесте против навязанного грекам и разрушающего страну «режима экономии». Важно и другое: судя по первым заявлениям нового главы греческого правительства Алексиса Ципраса, «Евросоюз не сможет больше вести себя, как прежде, в отношении России и Украины», отмечает Жак Сапир. И, наконец, все обратили внимание на сделанное Афинами заявление о «немедленной приостановке распродажи греческого порта Пирей иностранцам».

В таких условиях Германия как «главный бенефициар» зоны евро оказалась между двух зол. «Либо Германия соглашается с новой очень масштабной реструктуризацией греческого долга (или мораторием на его выплату) и немедленно сталкивается с аналогичными требованиями со стороны Португалии, Ирландии, Испании и Италии, - пишет Жак Сапир, - либо Германия занимает жёсткую позицию… и провоцирует столкновение с Грецией. В последнем случае велик риск выхода Греции из зоны евро, а это, становясь тенденцией, заразительно для других стран. И что бы Германия ни сделала, она столкнётся с заразительностью этой тенденции». 

***

Трудности выбора, встающего перед правительством Ангелы Меркель, усугубляются тем, что 22 января глава ЕЦБ Марио Драги объявил о запуске в марте программы так называемого количественного смягчения (Quantitative Easing - QE) - скупки на вторичном рынке государственных и корпоративных облигаций стран еврозоны. Программа продлится как минимум до сентября 2016 года, и ежемесячно на неё будет расходоваться 60 млрд. евро. Общий объем ликвидных денежных средств, которые поступят в европейскую экономику, составит 1,2 трлн. евро.

Суть теории «количественного смягчения», впервые апробированной Федеральной резервной системой в США, состоит в том, что в условиях, когда учётная ставка достигает нулевой отметки и дальше снижать её некуда (учётная ставка ЕЦБ, например, составляет сейчас 0,05%), владелец денежного печатного станка начинает финансировать расходы правительства, включая свой станок. Об эффективности расширенного предложения «дешёвых» денег в европейских условиях сравнительно с условиями, в которых аналогичные меры предпринимались в США, экономисты спорят, но безотносительно к этим спорам решение ЕЦБ – удар по курсу «жёсткой экономии», который Германия так настойчиво навязывает Греции и другим странам Южной Европы. 

События развиваются быстрее, чем политики успевают их осмыслить. Триллион с лишним евро дополнительных денег в европейской экономике в связи с запуском программы QE неизбежно ведёт к падению курсовой стоимости евровалюты. Эксперты считают, что до конца 2015 года курсы доллара и евро могут сравняться (некоторые даже допускают, что евро к тому времени будет стоить дешевле доллара). Во всяком случае, уже в первый день после победы на парламентских выборах в Греции коалиции SYRIZA курс евро даже без всяких «смягчений» быстро пошёл вниз, опустившись по отношению к доллару до отметки $1,1098/€1. Так дешево евро в пересчете на доллары не стоил с сентября 2003 года. В последующие дни курс евровалюты немного подравнялся, но новая его функция уже вполне обозначилась: евро теперь - главная валюта для финансирования спекуляций. 

Вполне возможно, о том же подумали и в Швейцарии. Там после трех с половиной лет жесткой привязки швейцарского франка к евро принято решение отказаться от каких-либо ограничений на валютном рынке. Этим шагом Швейцарский национальный банк сократил международные резервы Швейцарии примерно на 100-110 млрд. франков разом. Вероятно, многоопытные швейцарские банкиры предвидят серьезный кризис евро, а потому и отвязали швейцарский франк от европейской валюты, чтобы, потеряв сейчас, не потерять больше потом.

Решение Швейцарского национального банка некоторые эксперты сравнили с взрывом атомной бомбы. Даже если не употреблять таких сильных сравнений, демарш Швейцарии заметно усилил беспокойство в еврозоне. В немецких финансовых кругах заговорили о срочной подготовке плана выхода из зоны евро самой Германии (!). «Количественное смягчение» переведет все так называемые проблемные долги на ЕЦБ, а если это не поможет оживить экономику и раскрутит инфляцию, то потери Германии от выхода из зоны евро будут уже не столь большими, как это могло бы быть в 2010–2011 годах. Можно предположить, что новый план будет осуществляться в «Германии без Меркель».