Иран – Армения – Азербайджан: свобода торговли и транспортные проекты

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Восстановление позиций Ирана на кредитно-финансовых площадках, а также возвращение иранской «большой нефти» на европейский рынок настраивают соседей Исламской Республики на интенсификацию экономических связей с ней. Наилучшие стартовые позиции в этом плане, пожалуй, у Армении, хотя на сегодняшний день  по содержанию и объёму наработанных экономических связей с Ираном армянская сторона заметно уступает Азербайджану. У Еревана есть серьёзный внешнеполитический ресурс – членство республики в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). 

Армянское руководство подняло вопрос создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Кроме того, Ереван инициировал подготовку соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС – Иран. 

По словам министра международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче Габриеляна, во время всех последних визитов армянских политиков и представителей бизнеса  в Иран были достигнуты определённые двусторонние договорённости, но приоритетом для Еревана в блоке внешней торговли остаётся ЕАЭС. Для дальнейшего развития связей с Ираном необходим дополнительный импульс, которым как раз и может стать распространение на Иран режима наибольшего благоприятствования в торговле со странами ЕАЭС, ставшими для Еревана приоритетными партнёрами. 

Если оперировать цифрами товарооборота, то приоритетность евразийского направления для Армении ещё только зарождается. Так, экспорт из Армении в Россию за прошлый год существенно сократился (1), а армянского экспорта в Белоруссию и Казахстан практически нет. При этом армянское правительство всячески пытается донести до своей общественности мысль, что потенциал членства республики в ЕАЭС - огромный. Благодаря вступлению в ЕАЭС, время прохождения товара через границу при экспорте сократилось с 50 часов до трёх. Упростились процедуры трудовой миграции, что позволило значительно смягчить социальные последствия от спада объёма трансфертов из России.

Отдача от членства в ЕАЭС измеряется и критически важными для Армении поставками из России энергоносителей. Прежде всего, трубопроводного газа, цена которого для армянского импортёра вновь существенно снижена. Одним из результатов визита премьер-министра РФ Дмитрия Медведева 7 апреля в Ереван стало установление для закавказского партнёра новой льготной цены: вместо $165 Армения будет платить газ на границе по $150 за тысячу кубометров.

Армения является единственной страной-участницей ЕАЭС, которая имеет сухопутную границу с Ираном. По словам президента страны Сержа Саргсяна, вступление Армении в ЕАЭС, наряду с другими региональными факторами, обеспечит перспективы активного участия Еревана в различных транспортно-энергетических проектах. В республике строится современная автомагистраль «Север - Юг», с Ираном обсуждается возможность строительства железной дороги. 

Совместное исследование перспектив заключения соглашения по ЗСТ ЕАЭС – Иран началось с конца 2015 года. Об этом 23 декабря объявили в Тегеране министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев и министр промышленности, рудников и торговли Ирана Мохаммад Реза Нематзаде. Стороны выразили уверенность, что ЗСТ создаст дополнительные предпосылки для прокладки транспортных коридоров в направлениях Индии, Пакистана, Ирака и формирования евразийского транспортного коридора «Север - Юг».

Страны ЕАЭС и Иран ожидают не только дальнейшего увеличения взаимного товарооборота, но и диверсификации сфер экономического сотрудничества, подчеркнул посол Ирана в Казахстане Моджтаба Дамирчилу. У нас хорошие отношения со всеми участниками объединения. Со стороны суши Иран граничит с Арменией, со стороны Каспийского моря – с Россией и Казахстаном, поэтому с подписанием этого документа мы сможем увеличить объёмы торговли. За прошлый год экспорт товаров из стран ЕАЭС в Иран составил почти $1,5 млрд, импорт – около $500 млн. На рынок Ирана поставляются сельхозтовары, лесоматериал, синтетические волокна, электроэнергия. Импорт из Ирана составляют преимущественно овощи, фрукты, цемент и нефтепродукты.  Взаимная торговля и товарооборот могут улучшиться с вводом ЗСТ за счёт снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин, отметил иранский дипломат.

В конце января в Ереване было объявлено о планах Армении и Ирана проложить новый международный транспортный коридор от Индии до Европы. Кроме того, армянская сторона предложила внести коррективы в предыдущие планы по строительству железной дороги Армения – Иран. Направляющиеся в Европу и Россию грузы из Ирана автотранспортом предполагается доставлять в Ерасх (Араратская область Армении, на границе с азербайджанским анклавом Нахичеван), оттуда железнодорожным путём в грузинский порт Поти. После чего уже на паромах – конечным европейским и российским адресатам. Реализация этого проекта позволит сократить общую длину маршрута транспортировки на 60 км. 

Тем самым, армянские транспортники представили новый вариант прокладки дороги. Вместо маршрута Мегри – Вайоцдзор – Севан они предлагают своим иранским коллегам маршрут Мегри – Вайоцдзор – Ерасх. В Ерасхе построен грузовой терминал «Армаш», который может работать как по прямому варианту грузоперевозок (перегрузка из вагонов непосредственно на автотранспорт), так и с использованием складских помещений по широкому спектру грузов разных категорий: зерновые, строительные материалы, продукты химической и перерабатывающей промышленности, металлоконструкции и др. Терминал расположен в 300 км от границы с Ираном, обладает возможностью складирования зерновых грузов объёмом до 15 тыс. тонн, приёма до 500 товарных контейнеров одновременно.

В январе этого года Армению посетил министр транспорта России, сопредседатель российско-армянской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Максим Соколов. В ходе его встречи с премьер-министром Овиком Абрамяном, помимо вопросов, касающихся расширения экономического сотрудничества между двумя странами, стороны обсудили перспективы осуществления инфраструктурных программ, имеющих региональное значение. «Российская сторона отметила важность строительства железной дороги Армения – Иран и выразила готовность изучить вопрос своего возможного участия», – сообщала пресс-служба армянского правительства.

Придать армяно-иранскому проекту при заинтересованном участии России перспективный многосторонний характер, усилив в нём евразийскую составляющую, может помочь и ныне подзабытый проект строительства железнодорожного кольца вокруг Каспийского моря. Кольцевая железная дорога не будет строиться с нуля. Она замкнёт отдельные транспортные фрагменты. При этом само доведение проекта до вида замкнутого кольца не требует больших инвестиций с учётом уже существующих путей и инфраструктуры, а также планируемых к запуску в обозримой перспективе фрагментов железнодорожного пути.

Кольцевой проект вписывается в последние договорённости Москвы и Тегерана об активизации их торгово-экономических отношений. Россия и Иран как две крупнейшие силы на Каспии могут задать необходимую динамику всем региональным проектам с заинтересованным участием своих соседей по закрытому водоёму.

На сегодня до половины объёма грузов межкаспийской торговли осуществляется морским транспортом. С вводом в строй магистрали вокруг Каспия доля железных дорог в грузовых перевозках между странами региона предположительно повысится почти вдвое – с нынешних 25 до 35-40%. Удельный же вес «моря» в грузопотоке сократится до 30-35 %.

Практически параллельно визиту премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Ереван, где ранее планировалось проведение заседания Евразийского межправительственного совета, 7 апреля в Баку состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана, Ирана и России. 

Главы МИД договорились о комплексном изучении вопросов, связанных с реализацией проекта создания транспортного коридора «Север - Юг» соответствующими ведомствами трёх стран. Об этом сообщил Сергей Лавров на пресс-конференции в Баку, отвечая на вопрос о возможности российских инвестиций в проект строительства железной дороги Казвин – Решт (Иран) – Астара (Азербайджан). Лавров отметил, что встреча была конструктивной и успешной во всех сферах обсуждения, как экономических, так и политических. По его словам, достигнута договорённость о совместной работе министерств транспорта, таможенных, консульских служб по продвижению транспортных проектов.

Азербайджанский министр Эльмар Мамедъяров после трёхсторонней встречи отметил, что речь идёт в основном о создании железнодорожной связи. 20 апреля иранская и азербайджанская стороны обсудят ход строительства 8-километрового железнодорожного моста в Астаре. 

Другой темой состоявшихся в Баку переговоров было строительство участка дороги Решт – Астара. «Россия также заинтересована в этом проекте и предложила провести встречу в Москве. Транспортный коридор представляет важность», – отметил Мамедьяров. По его словам, в ходе встречи главной целью было обсуждение коридора «Север - Юг»: «В 19 веке этот коридор с Россией работал. В результате конфликта с Арменией он прекратил свою деятельность. Мы думаем, возобновление работы этого коридора важно для трёх стран».

Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в свою очередь заявил, что стороны согласовали сферы сотрудничества, в которых намереваются работать, и это в первую очередь транзитный коридор. «Всё это приведёт к ускорению процесса транзита из Азии в Европу», - отметил иранский министр.

Как подчеркнула официальный представитель МИД России Мария Захарова, «в нынешних обстоятельствах контакты в Баку с азербайджанскими коллегами приобретают особую актуальность. Как и контакты на высоком уровне в то же время в Ереване».

В сфере торговли и транспортных коммуникаций вырисовывается перспектива сопряжения сразу нескольких точек взаимодействия республик Закавказья при самом активном участии России и Ирана. Это, безусловно, поможет преодолению последствий военной эскалации в зоне карабахского конфликта. 

(1) Товарооборот между Арменией и Россией вырос с $860 млн в 2010 году до $1,4 млрд в 2014-м. Россия остаётся основным торгово-экономическим партнёром Армении, её доля в товарообороте республики стабильно составляет порядка 25%. На Россию приходится 14,6% армянского экспорта и свыше 30% импорта республики. Несмотря на некоторое снижение в 2015 году стоимостных показателей российско-армянского товарооборота, физические объёмы торговли демонстрируют рост.