Как Гитлер стал Гитлером и почему это важно сегодня?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В октябре 2016 года один из самых солидных американских журналов The National Interest обратился к историческому опыту ХХ века, опубликовав статью Дэвида Экса «Шокирующий способ, каким Гитлер стал Гитлером».

Состояние международных отношений в наши дни некоторые авторы определяют как «холодную войну 2.0», напоминая, что и в период минувшей холодной войны идеологическое противостояние Запада и СССР во многом опиралось на разные интерпретации событий истории ХХ века, среди которых нет темы важнее, чем Вторая мировая. А в рамках этой темы самое важное – вопрос «Кто виноват?». Кто несёт ответственность за крах Версальского мира, за приход к власти Гитлера, за развязывание Второй мировой? Об этом вроде бы и пишет автор статьи в The National Interest. Однако его сосредоточенность на персоне фюрера, вынесение за скобки вопроса о влиянии могущественных политических сил, обеспечивших восхождение Гитлера, становятся дымовой завесой, скрывающей проблему. Отсюда – прямая ложь и по поводу советско-германского договора о ненападении 1939 года (пакта Молотова – Риббентропа), и по поводу резолюции ПАСЕ 2009 года, поставившей знак равенства между Советским Союзом и гитлеровской Германией как «двумя тоталитаризмами». 

Так когда же Гитлер стал Гитлером?

…Выразительная деталь, подмеченная историком Жаком Бержье: к лету 1938 года жители Берлина перестали отдавать «Хайль!», возвращаясь к старым формам приветствия. Власть Гитлера летом 1938-го считали законченной. Командир 3-го берлинского военного округа фельдмаршал Вицлебен, казнённый Гитлером в 1944 году, открыто репетировал захват рейхсканцелярии. По мнению немецких генералов, Германии при попытке захвата Чехословакии в 1938 году грозило неизбежное поражение! Начальник штаба Верховного главнокомандования фельдмаршал Кейтель свидетельствовал в Нюрнберге: «Мы были необычайно рады, что дело не дошло до военной операции, поскольку... всегда считали, что у нас нет средств для штурма пограничных сооружений Чехословакии. С чисто военной точки зрения наша атака разбилась бы как волна о волнорез пограничных укреплений в Судетах!»

Гитлера спас Мюнхен. Сделка с западными демократиями дала Гитлеру запас власти, которого ему хватило до апреля 1945 года!

Добавим к этому, что западные «умиротворители» подарили Гитлеру в Мюнхене первоклассную военную промышленность Чехословакии. В руки немцев попали заводы «Шкода», второго по значению арсенала Европы, который в августе 1938 - сентябре 1939 гг. выпустил почти столько же продукции, сколько все военные заводы за тот же период, писал Черчилль. 

А кроме знаменитой «Шкоды» были сравнимый с ней гигант «ЧКД-Прага», авиаконцерн «Аэроград», всю войну выпускавший «Фокке-Вульф-189», и многое другое… Чехословацкие танки, пушки продавались в то время по всему миру, обеспечивая Праге первое место в мире по экспорту оружия. 

А вот как выглядело уравнение предмюнхенского противостояния: чехословацкая армия - 1582 самолета, 469 танков, 2 млн. человек; германская армия - 2500 самолетов, 720 танков, 2,2 млн. человек. Сравнимые величины. При этом рубежом, отделявшим Чехословакию от Германии, была горная Судетская область. Со дня образования Чехословакии, с 1919 года, в Судетах шла работа по фортификации. Сочетание современных укреплений с горным рельефом делало чехословацкое государство перед лицом германской агрессии неуязвимым. Всё это было сдано без боя. 

К уникально укреплённой Судетской линии следует добавить советско-чехословацкий договор, военную помощь по которому блокировала Польша. А ведь опыт у Москвы был: в 1938 году настоящая война Советского Союза с гитлеровской Германией уже шла – только шла она на дальних подступах, на полях Испании, и вопрос о том, чья там будет победа, ещё был не решён. 

В Мюнхене англичане дали чехословацким представителям гарантии. При этом всему миру известно, что у англичан нет постоянных союзников, у них есть лишь постоянные интересы. Однако в Мюнхене Чемберлен гово-рили чехам не это, а совсем другое: «Права нацменьшинств — святы! Отдайте Судеты, и в новых границах вы получите новые гарантии». 

Разговор о западных гарантиях был болтовнёй, тогда как Судетский горный укрепрайон был 100%-ной материальной гарантией безопасности Чехословакии. Тем не менее 30 сентября 1938 года чехословацкая армия начала отступление из Судетской области. Покидались горные цитадели, крупные промышленные центры. А Гитлер вскоре предъявил Чехословакии новый пакет требований, и 15 марта 1939 года немцы оккупировали уже всю эту страну. 

Именно Мюнхен дал Гитлеру запас власти, которого ему хватило до апреля 1945 года. И на вопрос «Когда Гитлер стал Гитлером?», задаваемый The National Interest, имеется простой ответ: «В Мюнхене, в 1938 году». А Мюнхен – и этого из истории не вычеркнешь – был полюбовной сделкой демократий и нацистской Германии. Сделкой между агрессором и его «умиротворителями». Причина, по которой мы сегодня об этом вспоминаем, прозрачна: Запад вновь пытается встать в позу «умиротворителя», чтобы не допустить разгрома сил терроризма, захлестнувшего Сирию и уже грозящего Европе.