Белорусская оппозиция пытается подтолкнуть Лукашенко к кризису отношений с Россией

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Отсутствие президента Беларуси Александра Лукашенко на важнейших мероприятиях ЕАЭС и ОДКБ белорусская оппозиция приняла с восторгом, бросившись сочинять апокалиптические сценарии будущего белорусско-российских отношений. 

«Основной удар по евразийской интеграции нанес глава Беларуси Александр Лукашенко. Он демонстративно не явился на саммит, остался в Минске», – вдохновенно пишет «Белорусский партизан», рассуждая о том, что «на постсоветском пространстве у Владимира Путина остался только один надежный и предсказуемый союзник — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев». 

Нет, оппозиционеры не прониклись по этому поводу к Лукашенко никакими новыми чувствами – они просто рады, что белорусский президент «ставит под сомнение тезис о нерушимой дружбе».  Они точно так же ликуют и в связи с тем, что «президент Киргизии Алмазбек Атамбаев чуть было не нанес сокрушительный удар по евразийской интеграции». Неважно, что Атамбаев Таможенный кодекс ЕАЭС всё-таки подписал, главное – «чуть было». Ведь мог и не подписать – а это уже «перамога». 

Дальше всех пошёл руководитель Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, который заявил в эфире «Еврорадио»: «Мы сейчас существуем в условиях, когда Россия вводит так называемые антизападные санкции, но они бьют и по Беларуси. И получается такая фантастическая ситуация, когда де-факто Беларусь является объектом санкционной политики Российской Федерации».

Не остановившись на этом, Сивицкий признался изданию «Салідарнасць»: ему «кажется», что «сейчас обсуждается очень серьезно кремлевскими стратегами» вопрос замены Лукашенко на посту президента Республики Беларусь. Он также спрогнозировал кризис российско-белорусских отношений, который будет связан с «вопросом о транзите власти». Не забыл Сивицкий и постращать угрозой потери независимости Беларуси. 

Послушаешь такого «стратега» – и поневоле ужаснёшься буйству чёрных красок, которыми пишется картина белорусско-российских отношений. А ведь аналитик этот скачет птичкой с эфира на эфир, не уставая чирикать одну и ту же песенку о том, что ему «кажется». 

Сам Лукашенко пока никак не комментировал своё неучастие в работе советов ЕАЭС и ОДКБ. Он собрал совещание по вопросам  функционирования и развития СЭЗ. «В ближайшее время, начиная с 1 января 2017 года, условия работы резидентов СЭЗ существенно меняются. Принятые в рамках Евразийского экономического союза документы упраздняют некоторые таможенные льготы. Мы вынуждены учитывать эти требования. Вместе с тем в жесткой борьбе за инвестора наши свободные экономические зоны не должны потерять конкурентоспособность на площадке Евразийского экономического союза. Условия их функционирования на рынке ЕАЭС необходимо сделать как минимум равноценными», – сказал  президент Беларуси. По его словам, правительством уже подготовлен проект указа, который направлен «на повышение инвестиционной привлекательности СЭЗ и стимулирование инвестиционной активности резидентов».

А. Лукашенко отметил, что на этот счёт правительство подготовило предложения в виде проекта Указа, направленного на повышение инвестиционной привлекательности СЭЗ и стимулирование инвестиционной активности резидентов. «Времени на раскачку нет. Принципиальные решения надо принимать уже сегодня, чтобы с 1 января будущего года резиденты свободных экономических зон ритмично работали в новых экономических условиях», – резюмировал президент. При этом он считает, что белорусские СЭЗ недостаточно ответственны перед государством и людьми: низкие перечисления в бюджет (около $200 млн. в год), невысокие зарплаты сотрудников (в среднем – $350), отсутствие притока инвестиций («Говорили об инвестициях, но в этом году, как мы видим, инвестиций почти нет в свободных экономических зонах»).

«Что вообще государство получает от функционирования этих свободных экономических зон? – спрашивает А. Лукашенко. – Наше, белорусское государство, а не государство, которое находится на стадии развития как «банановая республика», где занять человека в каком-то деле – это благо».

В итоге был принят ряд решений: большую часть потерь от отмены в ЕАЭС таможенных льгот СЭЗ получат в виде налоговых преференций; будет снижен «порог» инвестиций при регистрации новых СЭЗ; государство продлит срок деятельности СЭЗ, а для трёх зон расширит границы.

Казалось бы, у «стратегов» и оппозиционных СМИ нет ни единого повода  предвещать крах российско-белорусским отношениям, но они упорно пытаются подтолкнуть руководство Беларуси именно на этот путь. Ответ на вопрос, для чего это нужно, лежит на поверхности: оппозиционеры не скрывают, что в первую очередь им важно оторвать Беларусь от России, а с Лукашенко они потом справятся по украинскому сценарию.

Соб. корр. ФСК