Грёзы Ангелы Меркель

ХДС и ХСС: «Мы едины в том, что между нами нет единства»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Германии лидеры ХДС и ХСС, Ангела Меркель и Хорст Зеехофер, представили совместную программу к сентябрьским выборам в бундестаг. Христианские демократы опубликовали свою предвыборную платформу последними из серьёзных участников предвыборной гонки. В известном смысле бесспорное лидерство ХДС/ХСС (по последним опросам, отрыв фаворита от занимающей вторую позицию СДПГ составляет 15%, см. рис.) делает немецкую предвыборную кампанию довольно вялой в сравнении, например, с выборами во Франции или Нидерландах.

Источник

Попытки СДПГ противостоять партии Ангелы Меркель пока не слишком убедительны, они производят впечатление искусственно навязываемой избирателям и потому малоинтересной интриги. Меркель обыгрывает своего главного конкурента, кандидата от СДПГ Мартина Шульца, прежде всего, благодаря имиджу опытного политика и сравнительно благополучной социально-экономической ситуации в стране.  

Определённую роль играет и тактика. В частности, христианские демократы нашли удачный ответ на недавний вызов СДПГ, которые провозгласили условием участия в будущей правительственной коалиции согласие потенциальных партнёров на легализацию гомосексуальных браков. Социал-демократы поспешили инициировать голосование по этому поводу в бундестаге, и законопроект был утверждён. В итоге социал-демократы имеют в своем активе образец классической пирровой победы: они уже не смогут использовать эту тему как «козырь» в борьбе за часть электората и как условие для формирования коалиции. А христианские демократы воспользовались случаем, чтобы продемонстрировать избирателям поддержку традиционных ценностей. 

Хорст Зеехофер подтвердил приверженность традиционному браку и само требование социал-демократов считать легализацию однополых браков условием участия в коалиции назвал недостойным. Ангела Меркель голосовала против легализации однополых браков, а в ХСС рассматривают возможность подачи иска в Конституционный суд, оспаривая принятый закон.      

Видимо, также тактическими причинами было обусловлено и утверждение демохристианами предвыборной программы. Нарочито пропустив вперёд социал-демократов (СДПГ приняла программу неделю назад), ХДС/ХСС как бы оставила за собой последнее слово и показала, что держит под контролем всю ситуацию. Предвыборный слоган «Благосостояние и безопасность для всех» – это прямая аллюзия на триумфальные для христианских демократов выборы 1957 года, которые первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр выиграл в условиях послевоенного «немецкого экономического чуда». Экономическую политику тех лет разрабатывал Людвиг Эрхард, именно он и провозгласил цель «Благосостояние для всех». Ангела Меркель уже проводила подобную параллель с выборами 1957 г., обмолвившись в своей «пивной речи» в Баварии, что перемены не нужны. Это была прямая цитата из Аденауэра, боровшегося с социал-демократами под лозунгом «Никаких перемен!». 

Опять же из эрхардовского арсенала почерпнуто одно из основных предвыборных обещаний христианских демократов: обеспечить полную занятость к 2025 году (имеется в виду уровень безработицы менее 3% от численности экономически активного населения; в настоящее время этот показать составляет 5,5 %). Уместно напомнить, что, в отличие от Аденауэра, Эрхард не был членом ХДС – он вообще оставался беспартийным. Только эрхардовская идея «социального государства» не должна вводить в заблуждение: Эрхард отвергал прямое государственное вмешательство в экономику, в частности предоставление субсидий неконкурентоспособным отраслям экономики и помощь социально незащищённым слоям населения (за исключением критических случаев). Его идейный соратник австриец Фридрих Август фон Хайек откровенно говорил о том, что ложная идея «социальной справедливости» была использована в Германии для того, чтобы создать иллюзии среди населения и обезоружить социал-демократов. 

Сегодня, обещая избирателям полную занятость, христианские демократы ставят себе в заслугу снижение безработицы. В 2005 г., когда Ангела Меркель впервые возглавила правительство, армия безработных насчитывала 5 миллионов человек. Однако при социал-демократе Герхарде Шрёдере было предпринято реформирование трудового законодательства (повышение гибкости рынка рабочей силы, включая принудительную отправку на пенсию до достижения пенсионного возраста и рост частичной занятости), плоды которого по иронии судьбы в последующие годы пожинали христианские демократы. 

Ведущие экономисты полагают, что при определённых условиях полная занятость может быть достигнута. Кстати, в Баварии уже в настоящее время безработица составляет 3%. Однако как предвыборное это обещание носит несерьёзный характер хотя бы потому, что у правительства нет инструментов для его реализации. Проблема современного рынка труда – нехватка специалистов – в перспективе будет обостряться, считает президент Немецкого института экономических исследований Марсель Флачер. В своей критике этого пункта программы христианских демократов он не одинок. Коллеги из большинства немецких и зарубежных институтов указывают в этом контексте на целесообразность реформирования системы образования. К слову, увеличение инвестиций в сферу образования входит в предвыборную программу Социал-демократической партии.

В качестве предвыборного обещания удивление вызывает временной период: ведь правительство, которое будет избрано в Германии этой осенью, по определению не может просуществовать до 2025 г., оно должно быть переизбрано в 2021 году. Таким образом, полная занятость – это некая сверхзадача. Ангела Меркель прежде и говорила, что вполне допустимо ставить перед обществом недостижимые цели, чтобы было к чему стремиться. Полную занятость к 2025 году швейцарская Neue Züricher Zeitung окрестила «грёзами» Меркель.

В отличие от первой части предвыборного слогана христианских демократов, вторая его часть – безопасность для всех – напрямую связана с преодолением миграционного кризиса, хотя программа ХДС/ХСС на эту связь не указывает. Более того, миграционный кризис как бы «не замечают», внушая избирателям, что это – дело прошлого, а со своей стороны ХДС/ХСС предпримет все меры, чтобы не допустить его повторения. Одной из таких мер провозглашается оказание помощи африканским странам. 

Совсем недавно Хорст Зеехофер выступил с жёсткой критикой миграционной политики Ангелы Меркель; ходили слухи, что партии будут выступать на выборах по отдельности, а ХДС впервые в истории создаст в Баварии свою земельную ячейку (1). В качестве условия сохранения альянса с ХДС Зеехофер ещё весной требовал установить максимальный ежегодный порог приёма беженцев. Однако Меркель осталась непреклонна; пороговую цифру (не более 200 тысяч человек) пришлось включить в «Баварский план» – предвыборный документ ХСС, который будет представлен общественности в конце июля. Он содержит вопросы, в которых между ХДС и ХСС имеются разногласия. «Мы едины в том, что между нами нет единства», – прокомментировал ситуацию министр внутренних дел страны Томас де Мезьер.    

Ситуацию в сфере безопасности христианские демократы собираются улучшить за счет увеличения численности полиции на 15 тысяч человек (в настоящее время – около 220 тысяч). Действующая коалиция ослабила конституционный запрет на использование вооружённых сил для подержания безопасности внутри страны: теперь это допустимо в экстремальной ситуации, например при террористической угрозе. 

Применительно к миграционной ситуации в программу ХДС/ХСС включено положение о том, что двойное гражданство (Германии и страны происхождения) допустимо только для первого поколения мигрантов. 

Другими важными пунктами программы христианские демократы считают социально значимые обещания: снижение налоговой нагрузки в целом на 15 млрд евро, включая отмену после 2020 года «налога солидарности» (выплачивается жителями западных земель в пользу восточных), а также повышение денежных выплат родителям на содержание детей. 

Представители других политических партий уже выступили с критикой программы христианских демократов. Зелёные отмечают, что в ней игнорируется проблема защиты климата; либералы указали на недостаточное внимание к проблемам демографии; социал-демократы считают, что программа ХДС/ХСС не отвечает запросу на социальную справедливость  – она не предполагает увеличения налогов на обеспеченные слои населения.  

(1) В Баварии, которая полностью входила в американскую зону оккупации, после окончания войны была образована партия, не имеющая региональных подразделений в других федеральных землях – Христианско-социальный союз (ХСС). В свою очередь действующий на остальной территории страны Христианско-демократический союз (ХДС) не имеет баварской ячейки.

Фото: web.de