Объявленная цель состоявшегося 23 августа внезапного визита премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху в Сочи для встречи с российским президентом – ознакомление с «масштабами иранского военного присутствия в Сирии». Однако Израиль делает это с завидной регулярностью и едва ли может сообщить присутствующей на сирийской земле России что-то новое на этот счёт. Тем более что, по сообщениям израильской печати, аналогичный доклад, представленный израильской делегацией некоторое время назад в Вашингтоне более низкой по своему составу, никого там особо не впечатлил.
Тем не менее, помимо премьера, в Сочи прибыли руководитель разведки Моссад Йосси Коэн и глава Совета национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шабат, что говорит об особом значении, которое Нетаньяху придал данной встрече. Продолжалась она, как пишет DEBKAfile, несмотря на занятость в тот день российского президента, целых три часа.
Судя по оценкам израильских экспертов, Нетаньяху обеспокоен не просто нахождением иранских добровольческих отрядов в Сирии, а общими неблагоприятными, на его взгляд, для Израиля перспективами близкого исхода гражданской войны в этой стране. В частности, приближается окончание совместной ливано-сирийской операции по разгрому последней крупной группировки «Исламского государства» (ИГ) на границе между двумя странами в Западном Каламуне, в 20 км к северу от Израиля. Следует ожидать, что следующим местом приложения усилий высвобождающихся здесь подразделений правительственной Сирийской арабской армии (САА) и её союзников станет зачистка от террористов районов, пограничных с Израилем, в частности в районе Кунейтры.
Израиль, таким образом, оказывается перед серьёзной дилеммой. Допустить возвращение Дамаска на свою границу в районе оккупированных Голанских высот израильтяне не желают, ибо тогда окажется, что вся стратегия Нетаньяху по поддержке сирийской оппозиции и непризнанию Асада провалилась. Подобная развязка может нанести окончательный удар по довольно шаткому положению его кабинета. Вести боевые действия фактически на стороне аль-каидовских боевиков из HTS тоже неудобно. Даже США весьма прохладно отнеслись к этой идее. Отсюда версия: «страшный» Иран вот-вот захватит всю Сирию с помощью «шиитских милиций» и именно против него, а также проиранской ливанской «Хезболлы» Израиль устанавливает жёсткие «красные линии». Их пересечение повлечёт за собой применение всей израильской военной мощи.
Проблема усугубляется тем, что в 13 км от предполагаемого поля битвы на западных рубежах южной зоны деэскалации в Сирии расположились на 10 блокпостах российские наблюдатели-миротворцы (в нынешней смене две роты военной полиции из Ингушетии). Их статус международно признан, в том числе и по соглашению с Соединёнными Штатами. Израиль не случайно был не в восторге ни от создания данной зоны деэскалации, ни от появления в ней российских миротворцев. Им будет прекрасно видно, движутся ли в направлении Израиля иранские революционные гвардейцы или представители «Хезболлы». Прошли те времена, когда выживание Дамаска в значительной степени зависело от иностранных добровольцев. Уже сформированы национальные по составу новые дивизии и даже корпуса САА. Асаду вовсе не обязательно использовать иранцев и ливанцев для взятия под контроль израильской границы, для этого у него есть собственные части. Вот почему Нетаньяху так настойчиво пытается убедить Москву в том, что наступать на них будут почему-то непременно иранцы. Напомним также, что иранские подразделения в Сирии в принципе даже не обладают тяжёлой техникой, позволяющей вести подобные действия. Она целиком в распоряжении САА и к тому же в последнее время - в зоне внимания российских советников.
Москва не лукавит, когда говорит, что её не только волнует безопасность Израиля, но она и готова её гарантировать. Только подлинную, а не мнимую. Лукавства не должно быть с обеих сторон. Любому непредвзятому наблюдателю уже видно, что исход войны в Сирии предрешён. Победителями будут не просто отдельные политики типа Асада, но и весь сирийский народ. Дальновидным политикам следует давно признать реальность и вносить необходимые коррективы в свою стратегию, а не пытаться повернуть колесо истории вспять. Только так они будут в состоянии обеспечить стабильность и для себя, и для региона в целом.
Будущее развитие событий в этом конфликте в значительной степени будет зависеть и от позиции США. Израильские эксперты признают, что Нетаньяху при всех его угрозах едва ли приступит к серьёзной военной операции в Сирии, если в той или иной степени не добьется «кивка» из Вашингтона. Тем самым одновременно будет проверено, готов ли Белый дом идти по хрупкому мосту примирения в Сирии или хочет снова ввергнуть эту страну в полный хаос, что при сложившейся расстановке сил ему самому ничего хорошего не сулит. ИГ в Сирии накануне полного краха. Следующими на очереди могут стать союзники американцев из Сирийской свободной армии.
Ведущая израильская газета «Маарив» с сожалением констатирует, что состоявшаяся в Сочи 23 августа встреча «не изменит того печального факта, что в отношении Ирана у Израиля нет настоящих союзников на международной арене». Виновным в этом она считает самого Нетаньяху, который не смог по-настоящему заручиться поддержкой политиков, дружбой с которыми он гордится, – президентов США и России.
Однако состоит ли «дружба» в потакании любому поступку того, с кем «дружат», пусть даже совершающий этот поступок делает ошибку? Ведь премьеру Нетаньяху уже не раз объясняли, что после окончания войны в Сирии иранские части оттуда уйдут. Говорит об этом и Тегеран. А может, лучше, пока не поздно, принять участие в событиях на стороне победителя? Даже при отсутствии дипотношений способ найти не так трудно. Это была бы самая умная политика.